Джефф Безос: Продать все, что продается
История крупнейшего в мире онлайн-ретейлера AmazonВ полутемном гараже в задней части дома за сколоченным из старых дверей столом сидит Джефф Безос. Весь в веснушках и с густой шевелюрой, молодой парень из Альбукерке в будущем создаст крупнейший в мире онлайн-ретейлер. Это о его компании будут говорить, что она «продает все, что продается». Пока что ему без малого шестнадцать. В гараже он собирает свою первую солнечную батарею из фольги, перебирает дедовский комбайн, трактор и даже мастерит новый дверной замок для входной двери из старого будильника. История Джеффа Безоса и его крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon.com в материале «Капитал.kz».
На две тысячи процентов
Для начала небольшая ремарка. Мать Джеффа, еще будучи тинейджером, вышла замуж за участника труппы Unicycle Wranglers, которые выступали на местных ярмарках и цирковых шоу. Брак продолжался меньше года, после чего родители Джеффа развелись, а его мать вышла замуж повторно. Новым отцом Джеффу стал кубинский эмигрант Майк Безос, который дал свою фамилию мальчику. Позже Джефф признается, что «единственный раз, когда я вспоминаю, что у меня есть биологический отец, так это когда доктор просит заполнить меня медкарту». После школы молодой Джефф Безос поступает в Принстон и через четыре года оканчивает университет с красным дипломом. Безос без труда находит работу на Уолл-Стрит в инвестиционной компании D.E. Shaw. Как-то раз, сидя вечером у себя в офисе, Безос «серфил» в интернете в поисках новых предприятий для компании. На одном из сайтов он прочел информацию о том, что глобальная паутина растет на 2300% в месяц. Тот вечер определил дальнейшую судьбу Безоса.
На следующий день он уволился, чем вызвал немалое удивление со стороны семьи и коллег. Еще бы, ведь за четыре года работы Безос быстро поднялся по служебной лестнице и вскоре стал самым молодым старшим вице-президентом в истории компании. Надо сказать, что глава D.E. Shaw Шоу, узнав о решении своего вице-президента, предложил Безосу пройтись. Гуляя по Центральному парку в Нью-Йорке, Шоу долго уговаривал Безоса остаться, на что тот ответил, что «он предпочел бы попробовать и потерпеть неудачу, чем не попробовать вообще».
Самая длинная река
Безос решил, что лучшим местом для ведения дел будет Сиэтл, штат Вашингтон. Пока жена Безоса везла их на шоссе из Техаса в Сиэтл, он раздумывал над названием. Расположившись на заднем сидении, Джефф сказал, что начнет с продажи книги онлайн, а магазину даст имя Cadabra. Уже в Сиэтле, когда юрист Безоса случайно перепутал буквы, назвав компанию «cadaver», что в вольном переводе означало «труп». Безос подумал, что это плохая идея, так как клиенты тоже будут путаться в буквах.
Переехав в Сиэтл, Безос быстро накидал приблизительный список товаров, которые он мог бы продавать через интернет-магазин. В него, помимо книг, вошли компакт-диски и программное обеспечение. В том же году Верховный суд США решил, что компании, выпускающие почтовые каталоги, не должны платить налоги в штатах, где они не имеют физического присутствия. Тем самым Безос обеспечил себе нулевой налог на продукцию, которую он продавал через интернет. Компания, кстати, получила название Amazon.com. Джеффу понравилось, как в его голове резонируют два названия — самая длинная река на планете и крупнейший книжный магазин, который он планировал создать.
Летом 1995 года бета-версия сайта заработала. Безос решил повесить колокольчик, в который нужно было звонить, когда Amazon совершается продажа товаров. Уже в сентябре объем продаж компании достиг показателя в $20 тыс. в неделю, а книги продавались во всех 50 штатах.
Потеснить конкурентов
Главным конкурентом Amazon оставалась сеть книжных магазинов Barnes & Noble. В то время сеть принадлежала двум братьям из Бронкса — Леонарду и Стиву Ригго. Чтобы подружиться с конкурентами, Безос пригласил Леонарда на ланч. Зная нелегкий характер Лео, который описывали как «твердый, как гвозди», Джефф решил проявить мягкость и где-то даже лесть. Barnes & Noble, наряду с падением продаж печатных книг в своих магазинах, также собирались запустить онлайн-версию магазина. Лео предложил Безосу открыть совместный проект по технологии Amazon, но тот отказался.
Компании особенно яростно сражались за место на рынке после того, как Amazon решила выйти на IPO.& В 1997 году, за три дня до того, как компания станет публичной, Barnes & Noble подала иск против онлайн-ретейлера в федеральный суд за лозунг Amazon, который в то время звучал так: «Самый большой книжный магазин Земли». Время было выбрано специально, ведь перед IPO Безос был обязан соблюдать семинедельный «период тишины». По правилам, глава компании не мог общаться с прессой и хоть как-то ответить на выпады Barnes & Noble. Нападки Леонарда, напротив, оказали Amazon услугу — все внимание было приковано к Безосу и его компании. Специальный автор для The New York Times Питер& Д.& Джонг написал в своем материале, что Barnes & Noble пытается «обернуть свои руки вокруг шеи фантома».
Уже немного попозже, увидев, что рынок бумажных книг стагнирует, Безос решил сделать шаг в сторону инноваций и анонсировал запуск электронных книг Amazon Kindle. С выпуском Kindle, Amazon обеспечила себе чуть ли не 95% рынка США, пока в 2010 Apple не зашла на рынок со своим iPad.
Медведя не кормить
После того, как на рынке появился eBay, Amazon забеспокоился. eBay очень быстро росла и так же, как когда-то Amazon, собиралась выходить на IPO.& Бизнес-модель eBay Безосу казалась совершенной: компания брала небольшую комиссию от каждой продажи на сайт, а для работы не требовалось специальных упаковок или складов для хранения товара. Безос предложил СЕО eBay Пьеру Омидьяру купить компанию за $600 млн — именно столько eBay собиралась выручить на IPO, но Омидьяр отказался. Тот период был не самым благоприятным в жизни компании, но веселым. Чтобы нагнать конкурентов, Amazon запустила «Аукционы» — специальную трансляцию на сайте, где люди могли приобретать аукционные товары, в том числе с Sothby’s. Безос и сам стал коллекционировать предметы искусства. Как-то раз на аукционе он купил скелет медведя ледникового периода за $40 тыс. и выставил его в вестибюле тогда еще новой штаб-квартиры Amazon в здании Тихоокеанcкого медицинского центра с табличкой, которая гласила: «Пожалуйста, не кормите медведя».
Модный бренд
Стать пионером электронной коммерции Безосу казалось мало. Расширение компании позволило ему продолжать экспериментировать с новыми линиями продукции и услуг. С начала 2000-х Amazon бралась за любой более-менее жизнеспособный бизнес: добавила продажу одежды в производственную линию, организовала дочернюю компанию по продаже игрушек и открыла интернет-магазин спортивных товаров. В 2007 году Безос сказал своим сотрудникам: «Чтобы стать компанией, которая стоит $200 млрд, мы должны научиться продавать одежду и еду». На «раскачку» фешен-подразделения у Amazon ушло без малого пять лет. В 2012-м компания анонсировала, что собирается всерьез заняться продажей одежды онлайн. Согласно отчету eMarketer review, каждый второй американец, который собирается совершить покупку через интернет, сначала проверяет, что ему может предложить Amazon. Если верить тому же отчету, в 2015 году на продаже одежды Amazon удалось заработать $16,3 млрд и аудиторию в 285 млн активных пользователей.
Blue Origin
Несмотря на многомиллиардный бизнес, в душе Безос по-прежнему оставался тем конопатым парнем, который что-то мастерил в гараже своих родителей. У матери Безоса до сих пор сохранился листочек с памятной речью Джеффа со времен школы, в котором он рассказывает, как хочет создать парк обитаемых орбитальных космических станций на Земле. В 2004 году Безос решил воплотить свою детскую мечту и основал аэрокосмическую компанию Blue Origin, которая занималась разработкой новых технологий для космических полетов. Безос видел конечной целью компании «прочное присутствие человека в космосе». Сегодня у Blue Origin свой научно-исследовательский кампус и частная площадка, с которой Безос запускает ракеты New Shepard. Сам Безос описывает свои ракеты не иначе, как мультипассажирское реактивное транспортное средство для поездок в суборбитальный космос. И все это по конкурентоспособной цене. После того, как в 2015 году компании удалось запустить ракету в космос, а потом посадить ее без каких-либо происшествий, событие назвали не иначе, как «историческим». В прошлом году Безос даже предложил перенести в космос тяжелую промышленность для сохранения экологии Земли. По его словам, это может произойти в течение нескольких сотен лет.
The Washington Post
В августе 2013 года Безос покупает The Washington Post, а также все приложения, которые выпустила газета за время своей работы. Газета обходится предпринимателю в $250 млн наличными. Стоит отметить, что бывшему владельцу Дональду& Э.& Грэхему было не так просто расстаться с изданием, ведь его семья купила газету еще в 1933 году и владела ею на протяжении четырех поколений. Позже он скажет, что «The Washington Post мог выжить в собственности компании, но мы хотели сделать больше, чем просто выжить. Я не говорю, что это гарантирует успех, но это дает нам гораздо больше шансов на успех».
Во время предвыборной гонки за пост президента США Трамп обвинил Безоса, что тот использует газету в качестве «налогового убежища» для другой своей компании — Amazon. Ответ от Безоса последовал незамедлительно. В своем блоге в Twitter Безос предложил отправить Трампа подальше, а именно в космос. «Мы оставим ему место на ракете Blue Origin», — написал он тогда.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.