Сможет ли Hyperloop стать транспортом будущего?
А главное - сколько стоит такой проектГде-то в пустыне штата Невада, среди низеньких холмов с едва поросшей на них растительностью, под небольшим навесом толпятся люди. Недалеко от них справа аккуратной стопочкой сложены огромные белые трубы, а по огороженной территории туда-сюда снует небольшая (по сравнению с самими трубами) спецтехника, выкрашенная в желтый цвет. Разговоры в толпе затихают, когда перед собравшимися на скорости в 160 км/час проносится прототип скоростного поезда, оставляя за собой столб пыли. Люди восторженно аплодируют. Здесь тестируют двигатель вакуумного поезда Hyperloop. Созданный по задумке американского изобретателя Илона Маска высокоскоростной транспортный поезд очень скоро может стать пятым видом транспорта, потеснив даже сверхзвуковые самолеты. «Капитал.kz» разбирался, сможет ли Hyperloop стать транспортом будущего, а главное, сколько стоит такой проект.
Идеи будущего
Идея создания сверхскоростного наземного поезда пришла Маску в 2013 году. Помните те трубы, о которых шла речь выше? Так вот, это будущие своеобразные тоннели, которые соберут вместе, а внутри «пустят» тот самый скоростной суперпоезд. Герметичные трубы обеспечат пониженное давление и дадут возможность поезду разогнаться до 1200 км\час. Поезд будет двигаться за счет электродвигателя, встроенного в «рельсу» внутри трубы, и перемещаться (без опоры) в магнитном поле. С внешней стороны труб разработчики планируют установить солнечные батареи, за счет энергии которых поезд и будет двигаться. Сами пассажиры будут располагаться в индивидуальных или смежных «капсулах», вместительностью до восьми человек.
«Наша система использует меньше энергии, меньше загрязняет окружающую среду, занимает меньше пространства и производит меньше шума», — заявил учредитель Hyperloop One Бэм Броган на конференции, которая прошла в Лос-Анджелесе в мае прошлого года.
Главной целью проекта сам Маск называет возможность максимально быстро перевозить пассажиров при условии низкой стоимости билета. Например, проезд из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет стоить в пределах $20, а сама дорога займет минут тридцать, что быстрее и дешевле, если преодолеть то же расстояние самолетом. По задумке автора, поезд должен был стать альтернативой скоростным самолетам, а в идеале переплюнуть и их.
В мае прошлого года на презентации Hyperloop в Вене разработчики заявили, что капсулы для Hyperloop будут покрываться специальным углеродным волокном — вибраниумом. Сверхпрочный материал защитит поезд от внешних повреждений, ведь он в пять раз легче алюминия и в десять раз прочнее стали. Волокно получило свое имя благодаря вымышленному металлу из комиксов Marvel. Именно из него был сделан щит Капитана Америки.
Безумцы всех умнее
Почему мы с таким любопытством следим за тем, что делает Маск? Наверное, потому что его идеи революционны и одновременно вполне реальны. Когда Маск только заикнулся о том, что у него есть идея построить сверхскоростной поезд, ученые и специалисты в этой области начали спорить о жизнеспособности изобретения.
Прежде всего, потому, что проект показался им слишком дорогим. Маск предположил, что реализация проекта потребует до $6 млрд (по миллиарду на каждые сто километров магистрали), но искать инвесторов для проекта не стал. Вместо этого Илон объявил, что не против «передать» проект в надежные руки, так как сам занят двумя собственными проектами — Tesla и Space X.
За несколько лет до этого правительство США собралось построить скоростную железную дорогу, которая бы соединяла основные крупные города страны между собой. Затраты на нее должны были составить около $50 млрд. Конечно, Илон не забыл сравнить (в свою пользу) идею и планы государства. В сравнении с Hyperloop затраты на скоростную железную дорогу показались и вовсе астрономическими.
«Вообще-то я не ожидал, что буду зарабатывать деньги. Мне достаточно было зарабатывать, чтобы покрывать аренду и покупать немного еды. В конце концов оказалось, что все это имеет ценность», — сказал как-то Маск на одной из конференций.
Пока проект не станет явью, говорить о его жизнеспособности рано. Судя по испытаниям, которые уже провели разработчики, запустить «петлю» технически возможно. Да, компании и инвесторы проявляют интерес к Hyperloop, но затраты на проект слишком непредсказуемы. Инвесторов может отпугнуть дороговизна перспективной технологии, а также слишком размытые сроки реализации проекта. Другой вопрос — время. Компании нужно как минимум несколько лет на то, чтобы собрать все детали воедино. За добровольцами, желающими прокатиться на «петле», не заржавеет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.