Что ждет Кыргызстан после референдума?
Эксперт Сергей Масаулов полагает, что Алмазбек Атамбаев может стать премьер-министром КР11 декабря 2016 года в Кыргызстане должен пройти референдум «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики». Согласно предложенным изменениям, полномочия председателя правительства КР должны быть существенно расширены. В то же время, президентские полномочия напротив, уменьшатся. Эксперты связывают идею проведения референдума с желанием действующего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева пересесть в кресло премьер-министра или вообще покинуть государственную службу, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Эксперт по Центральной Азии, президент Центра перспективных исследований Кыргызской Республики Сергей Масаулов в разговоре с корреспондентом центра деловой информации выразил уверенность в том, что Алмазбек Атамбаев намерен покинуть пост главы государства.
Формальным поводом к проведению референдума о внесении изменений в Конституцию страны послужило то обстоятельство, что ныне действующий Основной закон Кыргызской Республики принимался в спешке в июне 2010 года, вскоре после апрельских волнений в Бишкеке, в результате которых был свергнут прежний президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. Во многом ее принятие было обусловлено нестабильностью в стране и необходимостью быстро легитимировать произошедшие перемены в политической жизни. Однако эксперты с самого начала фиксировали в ней большое количество противоречий и неувязок.
В частности, Конституция КР позволяла практически в течении почти шести последних лет правления Алмазбека Атамбаева регулярно разрушать коалиции большинства в Парламенте — Жогорку Кенеше и регулярно распускать правительство.
Как отметил Сергей Масаулов (во время ее принятия он был директором Института стратегического анализа и оценки при президенте Кыргызской Республики) Конституция позволяла держать любого премьер-министра на позиции фактически «мальчика на побегушках» и не давала реализовать ни одну программу, которая предлагалась самим председателем правительства.
К тому же, за последние годы накопилось значительное количество предложений по изменению Основного закона Кыргызстана. Поэтому рано или поздно, референдум явился бы неизбежным процессом. Другое дело, почему он назрел именно сейчас.
В минувшем 2015 году тот же президент Алмазбек Атамбаев не поддержал идею аналогичных изменений в Конституцию, которую в Жогорку Кенеше внесла фракция партии «Ата-Мекен» во главе с Омурбеком Текебаевым. Год спустя ситуация развернулась на 180 градусов. По мнению эксперта, оппозиция Кыргызстана полагает, что Алмазбек Атамбаев и его окружение придумали новый способ сохранения власти: ее продление за счет увеличения полномочий премьер-министра. Предполагается, что, либо сам Атамбаев станет премьер-министром, либо он предложит на этот пост доверенного человека.
В то же время, президент Центра перспективных исследований Кыргызской Республики Сергей Масаулов убежден, что Алмазбек Атамбаев все же собирается уходить с поста президента Кыргызстана. При этом, он считает, что новые поправки в Конституцию помогут коалиции большинства в Жогорку Кенеше продвигать свои программы. Однако эксперт воздерживается от комментариев — будет ли Алмазбек Атамбаев следующим премьер-министром. Для него очевидна лишь одна вещь, что после себя Атамбаев хочет оставить стабильность и порядок. Ведь невзирая на все разговоры о том, что Кыргызстан — это парламентская республика, на самом деле он таковой не является.
«Все эти шесть лет, несмотря на название парламентская республика, все реальные процессы как политические, так и управленческие, и административные все равно стягивались в аппарат президента, и все равно уходили к президенту. А сейчас наметилась попытка сделать премьер-министра столь же ответственным и обезопасить его от постоянной угрозы мгновенного отправления в отставку за счет игры внутри парламента», — сказал Сергей Масаулов.
Между тем, говоря о возможности очередного переворота, эксперт отметил, что в настоящее время, в кыргызском обществе нет базы для таких настроений.
«Нет и ярого неприятия Алмазбека Атамбаева как президента, так как его окружение не относят к людям, которые только и занимаются тем, что высасывают материальные блага из страны. Нет условий для формирования значительной протестной массы на площадях. К тому же, прошедший недавно курултай оппозиции в Кыргызстане показал, что оппозиционные политики не собираются идти с властью на конфронтацию, склоняясь к разумности и конструктивизму», — сказал эксперт.
Вместе с тем, недавнее заявление посольства США в Кыргызстане о том, что на территории республики могут произойти террористические акты, эксперт назвал инсайдерской информацией. Как полагает эксперт, с одной стороны есть очень неблагоприятный фон в Кыргызстане связанный с перманентной угрозой терактов.
«В июле 2015 года группа боевиков планировала совершить террористические акты в центре Бишкека, однако была нейтрализована до того, как успела привести свои замыслы в исполнение. Погибло пять человек. А 30 августа нынешнего 2016 года смертник взорвался, ворвавшись в машине на территорию посольства Китая. Тем не менее, распространение этой информации на фоне перманентно тревожной ситуации, когда граждане Кыргызстана и жители Бишкека начинают привыкать к угрозе терактов, может быть связано с желанием усилить давление на руководство страны», — подчеркнул Сергей Масаулов.
Однако, как полагает эксперт, спецслужбы соседней страны контролируют ситуацию.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.