Великобритания не будет торопиться с выходом из Евросоюза
Ни в Лондоне, ни в Брюсселе пока не понимают, как этот процесс правильно организоватьВеликобритания может остаться в ЕС на год дольше, чем планировалось после референдума о выходе, сообщила британская The Sunday Times со ссылкой на высокопоставленные источники в правительстве и лондонском Сити. Премьер Тереза Мэй планировала задействовать статью 50 Лиссабонского соглашения, где прописан порядок отказа от членства в ЕС, в январе 2017 года, но британские министры, по данным издания, в частном порядке уведомили представителей деловых кругов о том, что запуск процесса выхода не произойдет раньше конца 2017 года. Об этом пишет информационное агентство Ведомости.
За выход Великобритании из ЕС на референдуме 23 июня проголосовали 51,9% избирателей. Все предыдущие договоры Лондона с ЕС перестанут действовать с момента вступления в силу соглашения о выходе либо через два года после уведомления. До этого Великобритания остается членом ЕС, но ее министры не смогут участвовать в обсуждении политики ЕС на разных уровнях.
Источники The Sunday Times называют несколько причин задержки с запуском процедуры выхода. Во-первых, в мае следующего года пройдут президентские выборы во Франции, а в сентябре – парламентские выборы в Германии, поэтому британское правительство задается вопросом: «Как можно начинать вести переговоры, если вы даже не знаете, с кем именно будете разговаривать?» Во-вторых, само правительство к этим переговорам не готово: Мэй после своего назначения создала два новых ведомства: министерство международной торговли и министерство, отвечающее за Brexit, однако оба еще не укомплектованы и не совсем представляют, что именно им делать. Ситуацию в министерствах высокопоставленный представитель лондонского City назвал хаотичной: «Они строят свою работу с нуля, у них сейчас нет возможности нанять необходимых людей. Они даже не знают, какие вопросы задавать, когда они наконец начнут торговаться с Европой».
Главным тормозом на пути выхода Великобритании из ЕС является его беспрецедентность, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров: «Юридические процедуры не разработаны, Брюссель и Лондон зашли в темный лес, и никто не знает, как действовать. Обе стороны осторожничают, ведь фарш обратно открутить нельзя». Со своей стороны Брюссель может начать «вредничать», чтобы выход Великобритании не показался легким другим членам ЕС, полагает Федоров. Аргумент о том, что Лондон ждет выборов в Европе, смахивает на отговорку, ведь переговоры будут вести во многом брюссельские бюрократы, подчеркивает эксперт: «Франция и Германия – ключевые страны ЕС, определяющие повестку дня, однако кардинальной смены власти по итогам выборов ожидать не стоит. Британцы скорее действуют по принципу «не навреди», боясь спугнуть инвесторов лондонского Сити – одного из столпов британской экономики». Для внутренней политики Великобритании такая отсрочка серьезных последствий иметь не должна: Кэмерон пытался преодолеть раскол внутри консервативной партии через проведение референдума, но переоценил свои силы, однако во многом эту задачу решила его преемница Мэй, назначив на видные посты в новом правительстве евроскептиков, например Бориса Джонсона, резюмирует Федоров.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.