Что нужно знать о Hyperloop?
Каким будет «пятый транспорт»Когда читаешь некоторые книги в жанре научной фантастики, то не перестаешь удивляться задумкам и разгулявшейся фантазии автора. Особенно удивляют писатели, книги которых родились задолго до технологического прогресса, а «изобретения» из книг плавно перетекли в реальную жизнь. Взять хотя бы книгу Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 мину». В книге автор отправляет трех путешественников в космос в гигантской пушке, снаряд которой послужил пассажирским модулем. Примерно через сто лет в США был создан космический проект HARP, целью которого было создание пушек для выхода на низкую орбиту научных спутников.
Другим вымыслом известного автора, который воплотился в жизнь, можно считать туннельные и пневматические транспортные системы. В книге «Париж в 20 веке» автор описывает транспорт в виде поездов, бегущих по трубам. Звучит странно? Возможно, но в 2013 году американский изобретатель Илон Маск представил проект Hyperloop – вакуумный поезд, который передвигается на большой скорости внутри трубы.
Несмотря на стену критики, вызванную проектом и смелыми заявлениями самого изобретателя, проект совсем скоро обретет свою физическую форму. Россия станет одной из первых стран, где «пятый транспорт», как назвал его Илон Маск, заработает в полную силу. Корреспондент «Капитал.kz» разбирался в том, что нужно знать о сверхскоростном транспорте и выдержит ли ваше тело поездку на Hyperloop.
Как это работает?
Илон Маск привлек к себе внимание не только заявлениями о возможности космического туризма или массового производства электромобилей, но и проектом Hyperloop – сверхскоростным вакуумным поездом, способным разгоняться до 1200 км/ч. В 2013 году, когда изобретатель узнал о проекте строительства скоростной железной дороги между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом за $68 млрд, он предложил Hyperloop, строительство которого н оценил в $6-$7 млрд. Проект тут же назвали футуристическим и «слишком дорогим».
«Маск обещает, что Hyperloop будет до смешного дешевым проектом и будет стоить около $6-$7,5 млрд для промежутка между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Но насколько правдоподобен такой низкий ценник? Даже если Hyperloop сработает, есть хороший повод задуматься о том, что проект окажется значительно дороже того, что обещает Маск», – сообщает в своем материале Брэд Пламер для Washington Post.
Маск в свою очередь заявил, что его Hyperloop будет в полтора раза быстрее самолета и сможет преодолеть расстояние от Сан-Франциско и Лос-Анджелеса за 35 минут, что втрое быстрее, чем это могли бы сделать существующие поезда на магнитной подушке. Кроме того, энергию для перевозки изобретатель планирует получать от солнечных батарей, установленных вдоль магистрали.
К вопросу, который был задан в начале материала о том, способно ли тело человека выдержать такую большую скорость, ответ – да.
Hyperloop во время старта и остановки «капсулы» имитирует взлет самолета. Представьте, что вы сидите в самолете и во время взлета ускорение прижимает вас к сиденью. Такое ускорение описывается силой тяжести или G-силой. В вашем обычном состоянии, например, когда вы сидите за своим рабочим столом, вы испытываете 1G. Во время взлета и посадки к обычным 1G добавляются 0,1-0,3 G. Получается, что во время старта и торможения пассажиры Hyperloop будут испытывать аналогичные 0,1-0,3 G.
«Мы дружелюбны к бабулям, собачкам и не вызываем рвоты», – сказал Джош Гигель, старший вице-президент по разработкам Hyperloop One в материале для PBS Newshour, добавив, что «опыт пользования не будет сильно отличаться от того, что получают на обычном самолете».
В две руки
Над задумкой масштабной идеисверхскоростного вакуумного поезда HyperloopИлона Маска сегодня работают две компании из США – HyperloopOneи HyperloopTransportationTechnologies. Обе компании занимаются разработками параллельно и нередко конкурируют друг с другом. Hyperloop One первой удалось в марте этого года провести испытания прототипа, который пока далек от полноценной капсулы и выглядит скорее как платформа на открытых рельсах. В ходе самого испытания платформа от Hyperloop One смогла разогнаться до 187 км/ч за 1,1 секунды, в общей сложности преодолев около 100 метров.
Если прототип Hyperloop One ориентирован скорее на грузовые перевозки, то Hyperloop Transportation Technologies сконцентрировались на строительстве поездов для перевозки пассажиров. Недавно компания представила потенциальный дизайн салона, созданный при помощи компьютерной графики. Согласно замыслу разработчиков, вагоны, которые будут перевозить людей со скоростью 1200 км/ч, будут чем-то похожи на вагоны электричек, только в очень узком варианте исполнения. Так как «капсула» с пассажирами будет располагаться внутри трубы, «окна» у вагонов будут оснащены дополнительной реальностью. Совместно с немецкой компанией Re’Flekt в «капсуле» будут установлены электронные окна, которые будут отображать симуляцию местности. Эти же окна будут оснащены технологией Motion Capture, которая следит за положением головы пассажира – изображение в окне будет меняться в зависимости от точки обзора.
Заинтересованные стороны
Пока проект Hyperlop тестируют в Неваде, Россия уже нацелилась на полномасштабное строительство «пятого транспорта». Проектом заинтересовался российский миллиардер Зиявудин Магомедов, владелец венчурного фонда Caspian VC и председатель совета директоров группы «Сумма». Как выяснилось, на Петербургском экономическом форуме компания заключила договор совместно с мэром Москвы Сергеем Собяниным и соучредителем проекта Hyperloop Шервином Пешаваром. Пока проект рассматривается в качестве перевозки пассажиров между аэропортами московского авиационного узла и развития транспортного сообщения с Новой Москвой.
Директор по связям с общественностью группы «Сумма» Екатерина Гришковец подтвердила состоявшуюся сделку и сообщила, что «на сегодняшний день Hyperloop Technologies (или Hyperloop One) привлек около $80 млн. Это инвестиции Caspian, GE и французского оператора высокоскоростных железных дорог SNCF. Россия и Евразия являются ключевыми направлениями для поиска партнеров и потенциального внедрения технологии».
«Сегодня в Hyperloop One работает около 150 человек, в основном инженеры. В четвертом квартале 2016 года планируется полномасштабный запуск первого транспортного поезда Hyperloop One», – добавила она.
Пока вопрос о «целесообразности» строительства Hyperloop решается, в долгосрочной перспективе проект может стать связующим звеном между ЕАЭС и Китаем. Такая грузовая магистраль сократит время перевозки грузов из Китая в Европу до одного дня.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.