Шесть дней нафтуся, один – спиртуся, или Как мы гостили в Украине

Когда приезжаешь в Украину, немного непривычно слышать отовсюду лишь украинскую речь

В первое время, когда приезжаешь в Украину, немного непривычно слышать отовсюду лишь украинскую речь. Но ухо привыкает очень быстро: буквально на второй день починаєш розуміти практически все, что говорят. Кажется, еще неделя и сам заговоришь на українській мові, десяток слов после поездки точно остался в лексиконе.

В конце мая довелось побывать в информационном туре в Украине, а точнее, во Львове и Львовской области, с небольшими остановками в Киеве. Ощущения непередаваемые – от того, о чем узнали, что попробовали в Украине. Архитектура городов – и особенно замки, бальнеологические курорты (нафтуся восхитительна), блюда, попробованные впервые… И, конечно, люди – очень теплый прием наших хозяев, прохожие на улицах, вежливые (по крайней мере, мне встречались именно такие), профессионалы в гостиницах, в которых мы жили. Путешествие удалось на славу!

Как мы съели прапор Украины

В Киеве за всю поездку мы были дважды – когда ехали во Львов и на пути обратно. В первый визит из аэропорта в Борисполе решили добраться до столицы на автобусе и метро. Автобус – 35 гривен до ближайшей станции подземки. Ждем, пока будут заняты все места и водитель обилетит пассажиров. На середине салона у него закончились «пятерки»: многие, кто менял деньги в аэропорту, получили купюры по 100 гривен. «Значит, без сдачи!» – бодро заявил капитан нашего корабля, тормознувшись на очередном пассажире с сотней. Юмор юмором, но стоит учесть этот денежно-обменный момент в следующий раз.

Жетон на метро стоит 2 гривны. Ехали довольно долго, но это стоило того. Центр Киева великолепен. Неспешная прогулка по Хрещатику и Майдану Незалежности, фото на память, исторические виды… Новые впечатления – разыгрался аппетит! Ресторан Spotykach развлек своим меню. Пельмени «Шахтерские» – черные, вареники «Прапор Украины» – желтые и синие, уложены на тарелке в форме флага. Но как можно побывать в Украине и не отведать борща? На борщ-эскимо не решилась, хотя на улице было жарковато, выбрала «обычный». Смачно! Тарелка стоит 65 гривен, стакан морса, к слову, – 70 гривен.

«Шеф, два счетчика, шеф!»

Пока мы были в Киеве, трижды пользовались такси на пути «центр – аэропорт». В первый раз по счетчику вышло 300 гривен, и эта поездка оказалась самой недорогой. Во второй раз заплатили 420 гривен (почти 5,5 тыс. тенге), в третий – 400 гривен.

Раз уж разговор зашел о средствах передвижения, вот еще один ценник. АИ-92 на заправочных станциях стоит от 20 до 23 гривен. По курсу примерно 13 тенге за гривну литр получается 260-300 тенге. Дорого! «Процентов 80 автовладельцев перешли на газ, стоит 7,50, перебоев с этим топливом нет», – просвещает нас водитель такси.

4000 мордочек льва на фасадах

Львов – это совершенно другая атмосфера. Старинный и молодежный одновременно, на улицах очень много хлопців і дівчат, особенно вечером, в это время суток вообще много пешеходов. Богатая культурная жизнь: всевозможные фестивали, джаз, танго и сальса… Довольно узкие мощеные улочки. Удивительно, как по некоторым из них ездят автомобили!

«Спасибо за основание города надо сказать монголам», – рассказывает гид пани Галина. В 1240 году они захватили Киев и каждый год стали продвигаться все дальше на запад. Для защиты от них был построен замок. Видимо, размещение оказалось настолько удачным, что здесь стали селиться люди. С самого начала город был очень космополитичным. Жили украинцы, евреи, армяне, начали приглашать немцев – в механике, инженерном деле, строительстве они были очень продвинутыми. Немцы в XIV веке построили костел, и он действует по сей день. Во Львове вообще очень много храмов – старинные росписи, скульптура, архитектура... Во многих из тех, в которые мы заходили, шли службы.

Гастрономические бренды Львова

Старая часть города начинается на улице Краковской. У самого ее истока стоит готель, в котором мы поселились (очень уютный). Пани Галина говорит: это ориентир. Впрочем, заблудиться здесь, в историческом центре, невозможно. На следующий после экскурсии день мы уже легко разбирались в направлениях: «Где вы купили шоколад?» – (ручная работа, между прочим, дуже-дуже смачний) – «В шоколаднице недалеко от «Пьяной вишни». Без шоколада з майстерні не уйдешь. В качестве съедобного сувенира в этом городе можно купить и карамель (сладкий аромат возле мастерской кажется осязаемым) и фирменный львовский пряник – юрашку.

«Во Львове очень много ресторанов, хозяева стараются сделать что-то особенное, чтобы привлечь гостей. Есть креативные заведения. Открытые террасы, но нигде музыка не грохочет», – говорит пани Галина, пока мы идем по мягкому вечернему городу. Вот – ресторація Бачевських. Эта семья приехала во Львов в 1782 году и открыла самый большой водочный завод. Водку делали из пшеницы на воде из подземных минеральных источников, фильтровали картофелем. Напиток стал знаменитым в половине Европы, коробка из десяти бутылок считалась лучшей взяткой. «Бачевская» стала синонимом водки, так называли продукцию даже других производителей.

Юшка в старом замке

Наша экскурсионная программа включала посещение замков. Маршрут «Золота підкова Львівщини» – это три замка: Золочевский, Подгорецкий, Олесский. Мы посетили первый из них. В тот день его специально открыли для нашей делегации. В обычные дни просто очень много посетителей, поэтому два дня в неделю персонал отдыхает.

«Золочевский замок – бастионного типа. Когда тяжелая артиллерия стала главным аргументом королей, стены прежнего «образца» стали для замков бесполезными. Новый вид пороха – зернистый, дал ядру огромную пробивную силу. Можно было уничтожить любое строение, не подходя к нему впритык. У замков бастионного типа, а их изначально начали строить в Голландии и Италии (кстати, Альбрехт Дюрер был автором чертежа одного из первых бастионных замков), стены заполнены внутри землей. Земля задерживала ядра», – рассказывает гид. Когда-то по периметру Золочевского замка стояло 164 пушки.

Замок строила семья Собеских (польский дворянский род). В свое время это был дворец, в котором жили, – королевский дворец, с канализацией и очень интересной системой отопления (камин, находящийся внизу, нагревает и первый, и второй этажи). На протяжении XVII века замок служил крепостью, которую только один раз смогли взять: во время Польско-турецкой войны это удалось десятитысячному турецкому войску. С 70-х годов XVIII века, после раздела Польши, и до конца столетия замок занимали казармы австрийского войска. В 1870-х годах здесь решили сделать тюрьму, в этом качестве замок представал и в XIX веке, в том числе при НКВД. Замок прошел и через период немецкой оккупации – был в том числе отделением концлагеря «Шталаг 325». Позже здесь располагалось профтехучилище.

Самым слабым местом в таком замке (если рассматривать его изначальную суть) был вход, его защищало специальное сооружение – равелин. Сейчас в равелине Золочевского замка (изначальное строение, к слову, не сохранилось) сделали ресторан. Здесь мы попробовали юшку – очень сытный грибной суп (его никогда не делают настолько густым, чтобы, как говорится, ложка стояла) и напиток с копчеными сухофруктами (вкус необычный, но приятный).

Дрогобыч встречает трубой, угощает кавой

Один из городов, который мы посетили во время путешествия, – Дрогобыч. Его называют «полуторным городом»: половину населения некогда составляли дрогобычане, но здесь жили также поляки и евреи. Сейчас здесь живут преимущественно украинцы, небольшая часть русских, поляков и очень мало евреев.

Больше всего удивило то, что в честь нашей делегации прозвучал марш. (!) Его исполнил трубач с башни городской ратуши. Вслед за музыкантом на верх поднялись и мы. 156 крутых ступенек привели нас на смотровую площадку с обзором в 360 градусов. Вид восхитительный!

В городе есть очень интересная православная церковь – деревянная. Иконы написаны прямо на дереве, и они сохранились с XVII века, потому что мастера тогда умели специальным образом обрабатывать материал. На втором этаже, за хорами, есть еще одна церковь, получается, церковь в церкви. Интересно, что в городе было столько храмов, что этот был рассчитан только на жителей двух-трех улочек.

Регион практически с X-XIII и до XIX столетия был связан с соляными промыслами – соль досталась от легендарного океана Тетис. Соль изображена на гербе и флаге Дрогобыча, однако почему стопок именно девять, точно неизвестно, и версий на этот счет много. Соль здесь как ингредиент добавляют даже в кофе. Это фирменный дрогобычский напиток. Чашку кави з сіллю мы выпили в кафе «Кавун». Для того чтобы почувствовать полноту вкуса, оказалось, нужно хорошенько размешать, можно добавить сахар. Вкус весьма и весьма необычен, но гурманы, наверняка, оценят.

Нефтяные пейзажи на фоне Карпат

В XIX веке в Галичине (историческая область, в которую в настоящее время входит Львовская область Украины) нашли нефть. Это место стало третьим в мире, где обнаружили черное золото. В середине века его начали активно добывать, для чего съехались английские, французские, польские, австрийские компании. В начале XX века недалеко от Львова получали 5% мирового объема нефти.

Нефть лежала настолько близко к поверхности, что люди говорили: вбей палку – забьет фонтан на 30 метров. Для того чтобы хранить добытое, копали озера (специальных емкостей не было). Но случалась буря, била молния – начинались жуткие пожары, иногда горело по несколько месяцев, пока не выгорало до последней капли. Об этих экологических катастрофах писала в газетах вся Европа.

Во Львове, кстати, есть ресторан «Керосиновая лампа». В 1853 году впервые в мире в одной из львовских аптек из нефти выделили мазут, бензин и керосин. Моторов тогда еще не было, поэтому решили использовать керосин для освещения. Но люди не набросились на новинку. Рекламу ему сделали хирурги: оказалось, при керосиновом освещении гораздо комфортнее проводить операции. Через пять лет после этого под тротуарами Львова провели трубы, поставили фонари и стали освещать улицы.

Как напоминание о «золотой нефтяной эпохе» – «качалки». По дороге в Сходницу (бальнеологическая местность) встречали их то там, то здесь. И это вызвало немного странные ощущения. Представьте: предгорья Карпат (Карпат!), по обе стороны дороги стоит лес, и тут же, у обочины, – старинные установки. Едешь, а уже смеркалось, и это, видимо, добавило эффекта, и будто проходишь очередной уровень компьютерной игры «Битва в подземельях нефти». Сейчас нефтепромысел пытаются в некоторой степени возродить, мы видели работающие установки.

Шесть дней нафтуся, один – спиртуся

Львовская область Украины известна своими бальнеологическими возможностями. Знаменита вода нафтуся, она проходит через пласты нефти под землей, отчего обретает соответствующий вкус и аромат. Поначалу это отпугнуло людей от минералки. Но потом в текстах рубежа XIV-XV столетий нашли, что скот, который пил из этих источников, не испытывал проблем со здоровьем. Первые исследования лечебных свойств принадлежат частным докторам польских королей, магнатов, аристократов. Мало-помалу водичка все-таки вошла в рацион. И Трускавец из обычного прикарпатского поселения превратился в курортный город, который в конце XIX считался одним из престижнейших курортов Европы и мог тягаться с Баден-Баденом и Карловыми Варами.

Идем в бювет. Парк, чистейший воздух, широкая аллея. Курортная атмосфера! Наслаждаемся. В бювете все автоматизировано. Возле каждого крана находится панель управления, объем по желанию – от 100 до 250 мл. Такой «механизм» работает везде, где можно набрать воды, – в бюветах, в открытых источниках в парке, в отелях. Полгривны стоит пластиковый стаканчик, столько же – трубочка. Пренебрегать последней не рекомендуют: минералы могут испортить зубную эмаль.

Нафтуся имеет одно происхождение, просто в разных источниках к общей «концепции» добавляется какой-то микроэлемент, вода становится специализированной – для почек, печени, желудка. Можно пить просто для профилактики. Есть глицериновая – для красоты, ею умываются (как было не воспользоваться такой возможностью?). Гид говорит, если набрать воду в емкость, она сохранит свои свойства лишь несколько часов, до двух недель хранится только та, что с бромом. Кстати, каждый источник нафтуси имеет свое название – как правило, по именам владельцев, их жен или дам сердца.

Бывает, продолжает наш рассказчик, отдыхающие приезжают на курорт дней на семь и хотят за это время пройти трехнедельный курс лечения. Усиленно пьют нафтусю, а потом получают проблемы со здоровьем. Но все должно быть в меру (меру прописывает врач). Некоторые отдыхающие добавляют в рацион другие напитки. Местные шутят: «Шесть дней пьют нафтусю, один – спиртусю».

Сало ручной работы и другие впечатления

Конечно, рассказать обо всем невозможно. Из того, что не вошло в рассказ: мы посетили хутор, где жил великий украинский писатель и поэт Иван Франко, увидели быт того времени (особенно запомнилась колыбелька с веревочкой), восхитились искусством коваля Николая и тем, как горела выкованная им роза.

Незабываемым было «восхождение» на гору Захар Беркут: вид на три «карпатские» области не может передать ни одно фото. И не описать словам ощущения от дождя, шедшего две трети пути, пока мы спускались на канатной дороге. В следующий раз надо не забыть теплые непромокаемые вещи.

Гарный снiданок в отеле в Сходнице – гарбузова каша з пшоном та молоком (и не только). Вообще в отелях, в которых мы жили, очень понравилось обслуживание.

Готель «Вежа Ведмежа», где мы не останавливались, но провели некоторое время: одевались в старинные платья, стреляли в «Мохначе», пробовали свои силы в веревочном парке.

И, конечно, колоритная продавщица на рынке в Киеве, воскликнувшая: «Што вы надо мной издеваетесь уже!» – подсовывая нашему коллеге всего лишь третий кусочек «сала ручной работы».

На Украину нас, журналистов, блогеров, представителей туристической области, доставила авиакомпания МАУ, на месте принимало Управление туризма и курортов Львовской областной государственной администрации. Дякую за увагу!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤