Локальный fashion
Как строят бизнес в небольших городах СШАНе секрет, что в Америке отменный шоппинг! Многие сюда специально за этим приезжают. Но, как правило, дальше Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Майами дело не идет. Знатоки и профессиональные байеры заглядывают в Нью-Джерси - там нет налога на одежду. Шоппинг же в американской глубинке - он как белый трюфель: существует, но пробовали единицы!
По запросу о шоппинге в городке Сейлем штат Вирджиния (Salem,VA – c населением в 25 тыс.чел.), всезнающий Google выдал список с адресами антикварных лавок, автомастерских, закусочных, мелко-розничных, продуктовых и прочих субъектов малого бизнеса. Очевидно, жизнь бьет ключом!...но, непохоже что в модном русле. К счастью, поиски увенчались успехом – с десяток бутиков женской, детской одежды и аксессуаров для дома отыскались на центральной улице (своя Мain street имеется во всех без исключения американских мегаполисах и провинциях).
Для похода в молл с джентельменским набором брендов и фут-кортов радиус поиска придется расширить. Пара-тройка торговых центров нашлись в пределах ближайшего сити – 20 минут на машине и ты в «раю для шопоголиков» с его скидками (до -80%), акциями (купи 1 – получи 2 в подарок), новыми коллекциями и тотальными распродажами (clearance).
Бизнес на новом месте
С известным в Сейлеме байером Гвендой Келлет (Gwenda Kellett) мы познакомились в один из дождливых апрельских выходных. Ее владения - «The Bird Cage» одежда и аксессуары. Вот так, по-британски лаконично и без уточнений: магазин, бутик или модная галерея – кому как больше нравится. В Вирджинию Гвенда с мужем переехали почти 20 лет назад из Великобритании. Супруга-инженера пригласили по контракту. А вот ей – специалисту оборонной промышленности было непросто найти свое призвание на новом месте. «На тот момент я еще не имела официального разрешения на работу в Америке и чувствовала свою бесполезность для общества», - вспоминает Гвенда. - «Старалась хоть как-то себя занять – бродила по антикварным лавкам (благо в округе их масса), искала интересные для домашнего интерьера вещи». Однако вскоре, антистресс-шоппинг приобрел угрожающие масштабы. Пришлось арендовать небольшую площадь в магазине, чтобы снова продать своей «плоды покупательской жадности». Некоторые элементы декора попадали в руки к новым владельцам уже отреставрированными и обновленными. Видя, что процесс пошел, новоиспеченная бизнес-вумен пополнила «линейку» банными и спальными принадлежностями. «Я шла на ощупь, прекрасно понимая, что это не огромный рынок, а можно сказать, деревенское коммьюнити. Следовательно и живет оно по другим законам», - делится Гвенда. Перестраиваться пришлось долго. Не обошлось без ошибок. Европейские привычки и понятия на новой почве приживались с трудом. В конце концов начинающий байер вывела для себя аксиому – «в отличие от жительниц мегаполисов, скупающих все что под руку попадется для развлечения и отдыха, местные дамы приходят в магазины по мере необходимости, зачастую четко зная что и в каком количестве им нужно».
Семейные тренды
Здесь-то и пригодились навыки проект-менеджера: грамотно составить бизнес-план, четко расписать бюджет. Профессиональный опыт, а также умение разносторонне и образно мыслить помогли приезжей англичанке построить собственный бизнес в небольшом американском городке. Чуткий подход к клиентам разных социальных групп - от «lower middle class» до «extremely wealthy» (чрезвычайно богатых) позволил понять грани собственной ценовой политики и целевую аудиторию. Вскоре, леди с отличным чувством стиля начали приглашать поработать над дизайном интерьера. «Люди спрашивали меня не могу ли я помочь им с обустройством дома - им нравилось то, что они видели в магазине. Поначалу я не была уверена, что могу делать это. Но в один прекрасный день, я просто сказала: «Ок, давайте попробуем!»
Пока Гвенда рассказывает свою бизнес-историю, я делаю снимки. Детали интерьера выдают в хозяйке дизайнера – ну кто еще бы смог адаптировать ствол молодой березы под карниз с подвешенными на нем мини-вазонами из стекла с живыми кактусами и карликовым папоротником!?
«Вот эта бижутерия – дело рук моей дочери. Роксанн создает ювелирные украшения на досуге, в свободное от работы время», - Гвенда указывает в сторону изящной кованой этажерки с россыпями рукотворных «сокровищ». Судя по количеству подписчиков в соц.сетях, бренд «Roxanne Kelly» в народе узнаваем. Следуя принципу семейного бизнеса - «шоппинг для дочерей, мам и бабушек», - ювелирных дел мастер представила весеннюю коллекцию несколькими направлениями: многослойной этникой, каменьями в оправе и без, тонкими струящимися металлами в браслетах и колье. В тренде по-прежнему «кабошоны» в кулонах и серьгах (от $40). В фаворитах, совершенно заслуженно оказались срезы полудрагоценных камней, чей богатый «внутренний мир» требует не менее достойной огранки (кулон в золотой «рамке» - $68).
Cалемские леди
Общественная жизнь – неотъемлемая часть бизнеса. На выходные запланировали «Ladies Night Out». Помимо угощения и рукоделий на продажу, салемским домохозяйкам покажут новую коллекцию «Лето-2016». Честно сказать, мне весьма импонирует предложение Гвенды поучаствовать в качестве модели. Развлечения здесь принято придумывать самим.
За несколько часов до начала, во флигеле церковного прихода Св.Пауля (St.Paul Episcopal Church) кипит работа: устанавливают демонстрационные столы для участниц ярмарки. Те, в свою очередь, скурпулезно расставляют эксклюзивных кукол с расписными фарфоровыми личиками ($15/шт.), самодельные свечки причудливых форм (от $5), кусочки свежесваренного цветного мыла (от $2,5), россыпи «драгоценностей» по умеренным ценам, средства для похудения и декоративную косметику имени сетевого маркетинга. Атмосфера сильно напоминает «Almaty Garage Sale» в лучшие годы. Вот только мужчин и детей в финале подготовительных работ просят удалиться – вечеринка сугубо женская. Вход с 21 года. Исключение лишь для пары моделей-школьниц.
Возраст участниц показа от 16 – до 75 лет. Габариты разные, как и фасоны платьев. Наиболее заметен кураж у дам бальзаковского возраста. «Я уже не первый раз выхожу на подиум, и всегда чувствую себя королевой», - говорит самая старшая из моделей, худощавая женщина со стильными белокурыми коротко стриженными завитками.
Приехали и несколько моделей от некоммерческого агентства. Волонтеры филиала «Fashionista» в Вирджинии на добровольных началах поддерживают творческие, а иногда и бизнес- проекты. Модели, опять же, разных возрастов, размеров и национальностей принимают участие в перфомансах местных художников и стилистов, помогают встать на ноги начинающим байерам и модельерам, и соответственно «дружат» с постоянными заказчиками.
В маленьком городе новичку трудно остаться незамеченным и буквально сразу моим «language skills» устраивается «экзамен». Сотрудница городской библиотеки, с польскими корнями, подробно расспрашивая о Казахстане делится своими планами на лето –тур по Европе с остановкой на исторической родине. Секретарь из школы разглядывает на мне украшения и шляпку, говорит, не ожидала увидеть маму двух новых учениц вот так сразу в эпицентре светской жизни. Чувствую себя Наташей Ростовой на балу. Еще один выход в вечерних платьях, бокал белого на тонкой ножке... следующее дефиле как минимум на «Kentucky Derby».