Только создав игру всех времен и народов, можно разбогатеть
Разработчик World of Tanks Виктор Кислый стал получать более 50% выручки вне СНГКомпания с белорусскими корнями Wargaming, разработчик популярной игры World of Tanks, теперь получает «чуть меньше половины» выручки от стран СНГ. Китайский рынок в общем объеме доходов вышел на третье место. Страны СНГ, которые с момента появления игры World of Tanks в 2010 году приносили компании большую часть совокупного дохода, по итогам 2015 года составили «чуть меньше половины» из-за падения курса рубля, отметил основатель компании-разработчика Виктор Кислый. На втором месте по объему выручки находится Европа, где среди игроков больше всего немцев и поляков, добавил он, сообщает РБК.
590 млн долларов составила выручка разработчика World of Tanks по оценке Bloomberg
1,5 млрд долларов составляет общая стоимость компании Wargaming по оценке Bloomberg
1 млрд долларов составляет состояние 39-летнего Виктора Кислого по оценке Bloomberg (по индексу миллиардеров Bloomberg Billionaires Index)
Виктор Кислый родился в Минске. Еще в школе он начал активно увлекаться военной историей. Наибольший интерес у него вызывали Первая и Вторая мировые войны, а также период Гражданской войны в России. Окончил Белорусский государственный университет, на кафедре лазерной физики и спектроскопии физического факультета. В студенческие годы занимался разработкой компьютерных игр, пишет corporacia.ru.
Впервые Виктор Кислый увидел компьютер в лаборатории, где работал его отец. «В научной лаборатории, где работал мой отец, стояли компьютеры — старинные, пузатые. И там были первые игры в виде управления королевством — примитивные, названий я уже не помню, помню, они были ужасные и страшные. Но у нас по ним ностальгия. Потом появились компьютерные клубы, а в них уже видеоигрушки: кто-то куда-то бежит, стреляет, космический корабль куда-то летит. Нам, мальчишкам, всем поголовно эти игры очень нравились, они заворожили целое поколение!» — рассказывает бизнесмен.
Компанию, которая позже была переименована в Wargaming, Виктор Кислый основал в 1998 году. Ее первый офис располагался в его квартире в Минске — он и его брат Евгений переехали в одну комнату, вторую освободили для работы.
«Мы, пять-шесть студентов, жили на стипендию. Мой отец немножко помогал карманными деньгами. Зарплата первого программиста — 25 долларов в месяц. Работали и подрабатывали, просто чтобы не умереть с голоду. Но мы понимали, что, если сделаем игру всех времен и народов, она захватит мир, и тогда мы разбогатеем! Но тогда, до 2000-х, все держалось на энтузиазме», - рассказывает Виктор Кислый, приводит цитату nn.by.
До запуска World of Tanks компания выпустила игры DBA Online, Massive Assault, «Операция «Багратион», «Обитаемый остров». В декабре 2008 года Виктор Кислый и его соратники решили делать ММО-игру про танки, так как в этой нише не было популярных продуктов. Официально игра запустилась в России в августе 2010 года. В 2014 году число игроков World of Tanks превысило 100 млн пользователей.
«Мы должны создать конвейер по производству качественных игр. Наша компания намерена осваивать все большие рынки. Если появится миллиард микроволновок с джойстиками, на которых можно будет играть в игры, мы создадим программы и для них», — говорит Виктор Кислый и уверенно идет вперед. Так, штат компании Wargaming в настоящее время включает в себя свыше 4 тыс. сотрудников, а офисы расположены в 10 разных странах — Беларуси, России, Украине, Кипре, США, Франции, Южной Корее, Австралии, Сингапуре, Японии, а также на Тайване.
«Я себя чувствую гражданином мира — практически на каждом континенте у меня есть офис, куда я могу зайти, и мне там будут рады. Это захватывающе», — признается в разговоре с РБК основатель Wargaming. Кстати, уже несколько лет он со своей семьей живет на Кипре, там же с 2011 года находится штаб-квартира Wargaming.
Между тем, по мнению разработчика: «Минск был и остается сердцем Wargaming... В Минске расположен крупнейший офис компании, где полностью создают мировой хит World of Tanks: от написания кода до организации киберспортивных соревнований и продвижения проекта. В минском офисе также разрабатывается и мобильная версия игры World of Tanks Blitz, там же расположены глобальные команды UX, BI, финансовые и юридические отделы. В общем, офис полностью занимает 16-этажное здание и насчитывает около 2 тыс. человек», - рассказал разработчик в интервью изданию vedomosti.ru.
Напомним, в августе Wargaming исполнится 18 лет, однако прорыв компания осуществила лишь в 2010 году, выпустив на рынок ММО-игру. Сейчас в World of Tanks можно играть практически на любой из существующих платформ — помимо персональных компьютеров на консолях PlayStation4, Xbox 360 и Xbox One и на смартфонах. Отметим, что мобильная версия игры в 2015 году стала номером один по выручке в России.
Однако массовые многопользовательские онлайн-игры не единственное направление в империи Виктора Кислого, за последние три года Wargaming потратила на профессиональные киберспортивные мероприятия 32 млн долларов.
«Сейчас стало понятно, что киберспорт так быстро растет, что уже можно предположить, что скоро он станет очень большим – как с точки зрения аудитории, так и, возможно, по деньгам… Киберспорт фактически рождается на наших глазах, его правила еще не установлены. Это совершенно новое явление на стыке медиа, стриминга, рекламы. Киберспорт – это прежде всего шоу. Для того чтобы шоу для них было увлекательным, нужна красивая и динамичная картинка. То есть это новый вид визуального искусства – кино, только интерактивное. В киберспорте уже есть элементы красивого шоу-бизнеса: бои комментируются, есть призы, «подтанцовка», все это идет в прямом эфире на многих языках. В шоу-бизнесе всегда должна быть какая-то интрига, и в киберспорте мы ее в полной мере наблюдаем», - рассказывает бизнесмен изданию vedomosti.ru.
Между тем самым перспективным рынком на сегодня Виктор Кислый считает Азию. Совсем недавно компания открыла представительства в Южной Корее, Сингапуре, Тайване, Японии, а также активно завоевывает Китай. Есть представительство даже в Австралии, сообщает moyby.com. Кстати, присутствие на разных рынках заставляет Wargaming подстраиваться под вкусы местных игроков.
«Американцы любят играть более расслабленно, скорее получать удовольствие, чем напрягаться и состязаться. Русскоязычные игроки, наоборот, соревновательные: им нужно как можно быстрее добраться до танка и пойти в бой», — рассказывает разработчик.
Интересно, что, когда в 2012 году Wargaming открывала офис в Токио, его сотрудники завели кота и назвали его Hellcat — в честь противотанковой самоходной установки, которая есть и в игре. Коту пошили специальную одежду и завели аккаунт в соцсетях для «общения» с местными игроками. А для китайских игроков, которые с легкостью расстаются с деньгами в World of Tanks, Wargaming разработала по просьбе партнеров эксклюзивный «золотой» танк рекордной стоимостью 400 долларов.
Между тем в ближайшие пять лет, по мнению бизнесмена, мир ждет внедрение облачных технологий, активное продвижение стриминга, всеобщая планшетизация и миниатюризация, а также виртуальная реальность.