Brent засомневался вместе с добытчиками

Инвесторы легко расстаются со спекулятивной премией

После взлета в марте выше уровня $40 за баррель (18 марта «бочка» Brent поставила рекорд месяца – $42,54) североморская смесь вновь устремилась вниз. В апреле марка облюбовала цифры $37-38 за баррель. В информационном поле такое падение объясняется в том числе усиливающимися сомнениями: состоится ли 17 апреля в Катаре встреча нефтедобытчиков, где, как предполагается, должен обсуждаться вопрос заморозки добычи на уровне января 2016 года, и если состоится, то будут ли страны придерживаться договоренности.

Напомним: 16 февраля в Дохе члены ОПЕК – Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар и не входящая в картель Россия договорились о сохранении добычи на уровне января этого года, при условии, что идею поддержат другие крупные участники рынка. Ожидалось, что встреча может пройти во временном промежутке между 20 марта и 1 апреля. Однако этого не произошло, и в качестве новой даты было названо 17 апреля.

Добыча на максимумах, доля снизилась

«Все эти новые даты и уверения в проведении встречи – пустое сотрясение воздуха», – не изменяет своей точки зрения Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере. Ранее эксперт уже высказывал «Капитал.kz» свое мнение о том, что если переговоры не состоятся в конце марта, то будет назначена очередная дата, и это может продлиться бесконечно. «Попытаюсь образно объяснить ситуацию. Помните фильм «Троя»? В одной из сцен Ахиллес произносит: «Клятв между львом и человеком быть не может. Теперь ты узнаешь, с кем решил сразиться». Примерно то же происходит сейчас между крупнейшими нефтедобытчиками и экспортерами», – проводит аналогию эксперт.

И поясняет: добыча нефти в Саудовской Аравии – на максимумах, в России – на максимумах, в Иране – растет. Сейчас Иран добывает уже около 3,1-3,2 млн барр./сут., при этом отправляя на экспорт более 2 млн барр./сут. И добыча, и экспорт растут. До санкций Исламская Республика добывала почти 4 млн барр./сут., а во время санкций снизила показатель до 2,3-2,4 млн барр./сут. Иран четко обозначил свою позицию: пока страна не вернется на уровень 4 млн барр./сут., ни к каким договоренностям и заморозкам присоединяться не будет. Эта позиция абсолютно логична с его точки зрения, считает Олжас Байдильдинов.

В ответ на это, напоминает он, из Саудовской Аравии последовало заявление, что страна не будет замораживать добычу, если к этому не присоединятся другие ведущие производители. Заметим, что на днях JP Morgan озвучил прогноз: Саудовская Аравия останется на том уровне добычи, на котором оказалась в IV квартале 2015 года, – 10,2 млн барр./сут., причем этот показатель сохранится в 2016-2017 годах.

Доля нефти, произведенной в Саудовской Аравии, за последние три года снизилась в импорте 9 из 15 крупнейших стран – потребителей черного золота, в 2015 году доля добычи страны в мировом масштабе снизилась с 8,5% в 2013 году до 8,1% (хотя по сравнению с 2014 годом есть рост), приводит данные аналитик.

Львы вышли на ринг

Противостояние, происходящее на рынке, Олжас Байдильдинов сравнивает с боксом. «У нас ведь в стране любят бокс. Представьте боксерский ринг. Боксеры выходят на него не для того, чтобы в перерывах договариваться о битве вничью, они выходят, чтобы победить. Так и нефтяные экспортеры никогда не были командными игроками (как, например, в футболе) – они в большей степени представители индивидуальных видов спорта. Даже среди членов ОПЕК в последние годы нет согласия», – объясняет аналитик.

«Многие эксперты и комментаторы несколько ошибаются, ожидая, что какие-то общие условия будут соблюдаться всеми. Не будут. Никто ни о чем не договорится. Либо достигнутые договоренности окажутся формальными и в последующем будут нарушены», – уверен Олжас Байдильдинов. Экспортеры, по его словам, столкнулись с более низкими темпами роста потребления нефти в мире и вынуждены конкурировать между собой. Они уже давно вышли на ринг, и этот бой завершится лишь тогда, когда другие страны не выдержат и начнут снижать добычу. Полагаю, что по итогам этого противостояния победу одержат львы.

Один из примеров «бойцовского поединка»: на этой неделе издание РБК сообщило со ссылкой на Financial Times о том, что Саудовская Аравия ограничила доступ иранских танкеров в свои территориальные воды. То же самое сделал Бахрейн. Об этом еще в феврале сообщила страховая компания, занимающаяся страхованием перевозки грузов. Согласно ее информации, судам, следующим в конечный пункт назначения – иранские порты, потребуется согласие этих двух государств на вхождение в их территориальные воды. Об этом говорится в соответствующем уведомлении. В то же время есть информация, что Саудовская Аравия формальное уведомление не выдавала.

«Действия Саудовской Аравии в отношении любой из стран – производителей нефти направлены только на реализацию собственных интересов королевства», – комментирует Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари». Иран, продолжает аналитик, наращивает экспорт нефти постепенно, но устойчиво, в марте цели по расширению поставок полностью реализованы, следующая цель – выйти на досанкционные уровни. Тегерану нужно зарабатывать, а Саудовская Аравия – сильный демпинговый игрок. Здесь может произойти определенное столкновение интересов.

Потенциал падения

«У нефти сорта Brent сейчас очень широкий диапазон движения, его примерные рамки – $36-42 или чуть-чуть шире. Рынок сырья очень нервный и волатильный, но падение нефтяных котировок к уровням начала марта показывает, что внутри рынка слишком велика спекулятивная премия. Инвесторы легко от нее отказываются, когда проявляются те или иные катализаторы или новости», – комментирует ценовое падение североморской смеси Анна Бодрова.

Вполне возможно, Brent не остановится на текущих отметках – $37-38 долларов за баррель. «Если встреча не состоится в указанную дату, либо страны не договорятся, либо не будут соблюдать договоренности, к которым все-таки придут, то Brent может снизиться до уровня $33-35 за баррель», – прогнозирует Олжас Байдильдинов.

Плюс летом ожидается сезонное снижение спроса/потребления нефти, что также окажет негативное влияние на цены. Этот фактор, по оценке спикера, способен удешевить европейский эталон до $30 и даже до $25 за баррель.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤