США – страна кочевников
43 млн американцев меняют место жительства каждый годБолее 30% внутренних мигрантов – те, кто снимает жилье в аренду. За всю жизнь среднестатистический гражданин переезжает в рамках своего города, штата, страны около 10-12 раз. Кто или что заставляет жителей США делать это так часто? И почему нельзя учиться, работать и растить внуков в одном и том же городе? В данном вопросе разбирался корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Привычка к перемене мест у жителей США появляется с детства: переезжая вместе с родителями, дети меняют 2-3 школы. Далее первый самостоятельный переезд – поступление в колледж. Затем высшее учебное заведение, практика, работа и... снова паковать чемоданы.
В 2014-2015 гг. 28 млн американских тинейджеров сменили место жительства (11% населения в этой возрастной категории). В целом же наиболее активная часть общества от 25 до 45 лет. Но дело не только в возрасте.
По данным The Economic and Statistic Administration (ESA), не спешат расставаться с привычной недвижимостью в первую очередь состоятельные. Всего 7% американцев с годовым доходом от 100 тыс. долларов и выше поменяли место жительства в прошлом году. Вдвое больше в этом списке тех, кто зарабатывает менее 50 тыс. в год.
Наследие первых переселенцев
Итак, почему же нельзя жить и радоваться в рамках одного города? Теоретически можно, но на практике, чтобы увеличить свои шансы для поступления в университет или найти работу по душе, американцы рассылают резюме по всей стране. Выходит, никогда точно не знаешь, где окажешься. К тому же одним доставляет удовольствие тратить на дорогу пару часов в день, а для других расположение офиса дальше чем за 30 миль от дома - веская причина, чтобы искать новое место жительства.
«Мы выросли на культуре иммигрантов. Наши предки были иммигрантами. Они покинули свои страны, невзирая на опасности и трудности, которые их подстерегали на новом континенте», - поясняет Чарльз Бэйкон, доцент социологии Рутгерс Университета. «Это риск, заложенный в нас генетически. Такое «наследство» объясняет уникальные преимущества нашей страны, а также некоторые ее проблемы», - заключает эксперт.
Обитать в мегаполисе или в его пригороде - для американцев большого значения не имеет. Ибо разницы в уровне жизни и наличии инфраструктуры (почта, банки, супермаркеты, больницы, школы и т. д.) между крупными населенными пунктами и деревнями практически нет. В любом едва заметном на карте town есть асфальтированные дороги, интернет и все атрибуты полноценного life style.
По мнению многих моих знакомых, жизнь в больших городах – city (взять хотя бы Нью-Йорк) не обязательно проще, чем в поселках городского типа называемых town . Чаще жизнь в мегаполисах обходится дороже (налоги выше) и менее комфортна (дефицит парковок, криминал, шум, проблемы с хорошими школами). После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке строительный бум случился на левом берегу реки Гудзон – в штате Нью-Джерси. Разнокалиберные жилые комплексы – от высотных до малоэтажных таунхаусов с личными яхт-клубами и лодочными станциями стали убежищем для белых воротничков, испытавших сильнейший стресс. Другие хотят сменить арендованное жилье на собственный дом. Третьи, напротив, делают выбор в пользу более дешевого жилья, лишившись возможности платить налоги за собственную недвижимость и землю.
«Число переездов увеличилось за последние два поколения из-за сдвига центра экономики от «Ржавого пояса» (Rust Belt – Индустриальный или Фабричный пояс, район Великих Озер) в Силиконовую долину, а также из-за роста числа разводов за последние 30 лет», - отмечает м-р Бэйкон. «Логично, что и разводы становятся причиной переезда. Хорошо, если не наоборот», - шутит он.
В основном переезжают арендаторы жилья. Обычно квартиры сдаются по контракту на год (lease). Но если молодежь легко решает вопрос с одним чемоданом, то для семьи это может обернуться сравнением с десятью пожарами и одним потопом.
Кто такие «муверы»?
В штатах, в большинстве случаев, жилье продаётся/сдается с холодильником, стиральной машиной и кухонным гарнитуром. Значит, переезд под силу осуществить и в одиночку. Если же одних рук мало, а денег много, то весь процесс можно доверить профессионалам.
В США около 7 тыс. лицензированных действующих мувинговых компаний. Из них около 3,6 тыс. являются членами национальной Ассоциации (American Moving & storage Association). Еще 2,7 тыс. – локальные агенты специализирующиеся на длинных дистанциях (с гигантскими фурами в арсенале и водителями в две смены). Объём работ в этой отрасли носит сезонный характер. Наибольший приходится с мая по октябрь.
«Число мувинговых компаний феноменально увеличилось за последние 10 лет, - говорит Мелинда Морристаун, менеджер компании по перевозкам Van Line. – Многие люди с удивлением обнаруживают, что муверы не всегда приступают к работе вовремя, как обещали, особенно в пик сезона. Другая неприятность поджидающая клиента – окончательная цена, которая часто оказывается выше, чем в первоначальной смете».
По ее словам, многие контракты основаны на рекомендательный оценке, которая может изменяться в случае если перемещение занимает больше времени или включает более тяжелый груз.
Приблизительная транспортировка вещей и мебели из трехкомнатных апартаментов Лос-Анджелеса до Сан-Франциско обойдутся от 2,5 тыс. долларов до 3 тыс. Плюс еще около 1,5 тыс. за упаковочный сервис, если конечно клиент не решит взяться за дело самостоятельно.
«Зачастую люди не хотят усложнять себе жизнь и обычно не тратят много времени на выбор мувинговой компании», - поясняет г-жа Морристаун. Она рекомендует потребителям получить по крайней мере три письменных ответа от разных фирм и настаивает на том, что представитель компании должен посетить дом, а не дать заключение по телефону. По ее словам, любые вопросы о предоплате также должны вызвать подозрения. «Компании, которые обслуживают перевозки между штатами обязаны выдать клиентам информационные брошюры «Ваши права и обязанности при перемещении», либо предоставить ссылку на веб-сайт агентства, где эта информация должна присутствовать непременно», - предупреждает эксперт. Не лишним будет проверить регистрационный статус агентства, узнать размер страхового покрытия и почитать комментарии от предыдущих клиентов.
За минувший год, администрация по безопасности перевозок получила около 3 тыс. жалоб в адрес мувинговых компаний. Некоторым вынесли предупреждение, в отношении других начато расследование.
Специалисты советуют начинать поиск помощников и сам процесс упаковки по крайней мере за пару месяцев до даты переезда. «Люди недооценивают количество вещей, которые они имеют. Каждый кто переехал скажет вам, что подготовка - наиболее важный и стрессовый момент во всем процессе. Порой возникает желание просто взять и выкинуть весь свой багаж. Но посчитав, во сколько обойдется купить все это заново, вы передумаете», - считает Дженнифер Бонэм, пресс-секретарь US Transit (за год компания организовала 100 тыс. переездов).
Мувинговые компании предоставляют широкий перечень услуг:
• переезды в пределах города, штата, страны;
• специализированные перевозки (пианино, автомобили, тяжелые сейфы);
• переезды офисов;
• предоставление материалов, оборудования, транспорта для перевозки;
• хранение вещей на складе;
• международные перевозки, и т.д.
Чтобы облегчить клиентам поиск исполнителей, специалисты The American Moving and Storage Association (AMSA) разработали программу сертификации качества. В рамках проекта ProMover компании - члены ассоциации получают профессиональную подготовку своих сотрудников и сертификацию, а федеральные власти отчетность. «Помимо этого, мы следим за качеством услуг, предоставляемых участниками отрасли, и подключаемся по мере необходимости к судебным процессам», - говорит Скотт Майкл, СЕО и Президент AMSA.
Глава Ассоциации дал несколько советов потенциальным клиентам:
• Ищите узнаваемый логотип перевозчика и сертифицированных профессиональных муверов.
• Будьте осторожны выбирая муверов через интернет. Там полно нелецензированных и нетренированных работников. Это чревато проблемным сотрудничеством.
• Прежде чем подписать контракт, вы должны получить 3 пункта письменной оценки жилья: 1. Перепись всего что должно быть перевезено: от чердака до подвала, от гаража, до ангаров для хранения. 2. Муверы должны заранее оценить вес, временные затраты и стоимость обслуживания. 3. Получить гарантию на сохранность имущества. Если некоторые вещи после распаковки оказались испорчены или повреждены, нужно составить весь список повреждений и вам возместят убытки.
Мувинг - это командная работа. В составе команды: packer и helper (упаковщики), рusher (носильщик), uploader (человек погружающий вещи в трак), driver (водитель), foreman (управляет процессом, общается с клиентом, следит за оплатой услуг). В силу специфики мувинговые компании нанимают огромное количество сезонных работников, в том числе и студентов из других стран. «В целом мувинг довольно прост и можно работать за наличные. Зарплата около 10-12 долларов в час плюс чаевые и бесплатные путешествия по Америке, - вспоминает экс-сотрудник мувинговой компании Руслан Мурзаев. - Самый большой минус - ненормированный рабочий день и сезонность. Ну и, конечно, работа физически тяжелая».
Термин «moving» (с англ. - движение) появился в США в эпоху Великой депрессии (30-е годы прошлого века). Американцы переезжали с насиженных мест в поисках лучшей жизни, возя все свое имущество. Мувинговые фирмы не только перевозили грузы на короткие и длинные расстояния, но и помогали организовать переезд, тщательно соблюдая сроки. Вскоре этот вид бизнеса перекочевал в Европу.
Интернет-сообщество предлагает свои «экономные» варианты. В противовес муверам-профессионалам расхваливают услуги малоизвестных сервис-служб. «В июле прошлого года я переехал с Нижнего Ист-сайда Манхеттена в Бруклин с помощью «no name» мувинговой компании (149 долларов за первый час перевозки). Цена включает двоих грузчиков и одно транспортное средство. Каждый дополнительный час - 99 долларов. Плюс 25% комиссионные сборы. Это была команда из 5 человек, и по времени они управились меньше чем за 3 часа. Финальная стоимость - 462 доллара. Zootly (мобильное приложение) за это же самое время и число работников взяли бы 600 долларов. Я счастлив, что удалось сэкономить. А вот моему брату не повезло. Заказав услуги этой же команды, он взамен получил пару дней стресса», - делится опытом житель Нью-Йорка Питер О’Брайен. Если приложение, наподобие Zootly может гарантировать хороший опыт сотрудничества, то за это они и берут премиум-стоимость».
«Дом» на колесах
Американцы - большие поклонники переездов в стиле do it yourself или «сделай сам». Другими словами, любят самостоятельность и не любят бросать деньги на ветер. Посуду перекладывают газетами, коробки заклеивают скотчем, для самой перевозки арендуют грузовики (размером с «Газель» - от 19 долларов в час) и сами садятся за руль. К тому же, американцам вовсе не зазорно попросить о помощи своих друзей. Те (если у них нет иных важных планов), непременно придут на помощь. Ненадолго подключиться к процессу могут даже соседи. Здесь принято помогать.
Упаковочный материал можно купить практически в любом супермаркете или канцелярском отделе. В специализированных магазинах (Home Depot, Lowe’s или U-Haul) ассортимент шире. К примеру, набор из 12-ти коробок различного размера, особого скотча и рулона воздушно-пузырчатой пленки стоит 39 долларов. Есть устройства для облегчения переноски тяжелых и габаритных вещей, материалы для прокладки между тарелками и перегородки для хрусталя и бокалов из тонкого стекла, упаковочная бумага, пузырчатый пластик и пенопластовые наполнители в коробки. А также пленка для матрацев, «войлочные» одеяла для зеркал и стекол, специальные раздвижные коробки для плазменных телевизоров, уголки для картин и чехлы для мебели. Продают даже фаркопы, дублирующие огни и стоп сигналы.
Распродажа в гараже
В преддверии переезда многие устраивают ярмарки, чтобы избавиться от ненужных вещей. Так называемые garage sale проводят с мая - по декабрь. Объявление о распродаже горожане заранее размещают на городском сайте или расклеивают листовки в местах массового скопления соседей – возле аптек и супермаркетов. Новая квартира/дом могут сильно отличаться по размеру и стилю от старой. К тому же, в преддверии переезда немного наличных не помешает. В свою очередь, покупателям может повезти с приобретением почти новых предметов интрьера за сущие копейки.
Не готовы расстаться с имуществом – арендуйте ангар-хранилище (storage) с помесячной оплатой и езжайте налегке. Если арендатор перестает исправно перечислять ренту на счет владельца, тот продает весь скарб с аукциона. Этой животрепещущей теме даже посвятили реалити-шоу. В Storage wars разворачиваются настоящие баталии, ведь среди откровенного хлама встречаются ценные вещи и даже антиквариат.
Рецепт от стресса
По мнению психологов, несмотря на экономию и позитивный опыт сотрудничества, стресс в процессе переезда неизбежен. «Главное, это признать что собираешься столкнуться с потерями», - убеждает Чарльз Бэйкон. – Вы осознанно намерены потерять друзей, готовы к конфликтам в семье, и даже не против утратить собственную компетентность». По мнению специалиста, в первую очередь это катается пожилых людей. Чувство компетентности зависит от простых бытовых навыков и знаний: как попасть в аптеку, как приехать на работу, и куда идти в доме. Вся уверенность в себе складывается из этих мелких деталей. «Новая действительность нас дезориентирует. И не делайте вид, что каждый новый переезд – это замечательно», - заключает Бэйкон.
Однако, есть немало способов уменьшить стресс:
- Делать все не спеша и заранее (начать поиски нового жилья, развесить объявления о продаже ненужной мебели);
- Не ходить на работу первую неделю или две. За это время исследовать окрестности вместе с семьей.
- Упаковать детские вещи отдельно и распаковать их в первую очередь. Так, младшие почувствуют себя уютно в новом доме и не будут доставлять хлопот с дальнейшими делами.
- Уделить время подросткам для поисков клубов по интересам, поделиться чувствами и переживаниями друг с другом.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.