Прилетит ли на рынок черного золота черный лебедь?

Эксперты поделились видением мировой нефтяной отрасли в 2016 году

После пикирования ниже $50 за баррель в январе этого года в феврале североморская смесь поднялась к психологическому рубежу $60, в течение года проявляла признаки роста, но к концу года провалилась за $40 за баррель. Такова история взлетов и падений эталонной марки в уходящем году.

Фьючерсы на Brent с поставкой в январе 2016 года 8 декабря упали до $39,82, то есть на 2,23% ниже уровня закрытия предыдущего дня. Это самый низкий показатель с февраля 2009 года. Определенную роль в этом сыграло решение ОПЕК: на декабрьском заседании было принято решение вернуться к вопросу о квотах на следующей встрече, летом 2016 года. Заседания картеля, как сказал деловому еженедельнику «Капитал.kz» один из экспертов, уже сами по себе превратились в фактор, понижающий нефтяные котировки.

На фоне движений стоимости черного золота в 2015 году продолжилось сокращение инвестиций в добычу, и эту тенденцию не остановить. В сентябре глава «Роснефти» Игорь Сечин говорил о том, что уже в 2014 году нефтяные гиганты заявили о сокращении финансовых вливаний в добычу и что в 2015-м дополнительное сокращение на 10-20% и выше анонсировали такие мейджоры, как BP, Shell, Total, Chevron. В целом мировая нефтедобыча недополучила около $140 млрд, к концу 2016 года сумма может увеличиться до $200-250 млрд.

Ожидают ли мировой нефтяной рынок те же тренды и явления в 2016 году, что были характерны для 2015-го? Какие игроки проявят себя наиболее активно – и в производстве, и в потреблении? Что будет с ценами на черное золото и с самим «клубом экспортеров»?

Расклад сил на мировой арене

«Стоимость нефти в 2016 году будут определять спрос и предложение, а также геополитическая обстановка и уровень инвестиций в развитие нефтяной отрасли. Очень трудно сказать, от чего конкретно и в большей степени зависят цены на нефть: от спекуляций или фундаментальных факторов. На наш взгляд, все влияет в совокупности», – говорит Анна Кокорева, аналитик «Альпари».

На протяжении года мир следил прежде всего за такими странами, как Саудовская Аравия и США – в плане добычи, Китай – в плане потребления, и строил прогнозы исходя из их показателей.

Анна Кокорева считает, что ключевые игроки – Саудовская Аравия, США и Россия – продолжат наращивать производство черного золота. В гонку вступит Иран: освободившись от санкций, страна попытается вернуться к прежним уровням. Сокращать добычу будут слабые игроки, прежде всего Латинская Америка.

Евгений Слесарев, инвестиционный консультант компании FIBO Group, отмечает, что в 2016 году сохранится установившийся расклад сил: Россия, Саудовская Аравия, Иран и Китай сохранят лидерские позиции как производители. Ирану, согласно независимым оценкам, понадобится привлечь до $50 млрд инвестиций для восстановления и переоборудования собственного нефтегазового комплекса. «С этой задачей он, конечно, справится, но вопрос времени остается открытым. Поэтому я ожидаю увеличения добычи в Иране в 2016 году, но не так кардинально, как об этом заявляют представители этой страны», – говорит эксперт. Представители Ирана говорят о дополнительном миллионе баррелей.

Акбар Тукаев, заместитель генерального директора Казахского института нефти и газа, отмечает, что из трех крупнейших добытчиков – США, Россия, Саудовская Аравия – США и Саудовская Аравия проявляют тренд снижения уровня добычи, а Россия продолжает наращивать физические объемы – в 2015 году на 1-1,5% больше, чем в 2014-м. В Соединенных Штатах – и в Кушинге, и на побережье Мексиканского залива – четверть мощностей остается незаполненной, то есть о достижении реально сверхрекордных уровней речь пока не идет. При этом добыча в течение года сократилась на 0,5 млн барр./сут., производство бензина также взяло тренд на снижение. Саудовская Аравия в 2016 году (впрочем, как и в настоящее время, в конце 2015 года) уже не будет обладать столь существенными возможностями влияния на рынок, как в 2014-м – начале 2015 года. Кроме того, государство обладает такой спецификой: 4 месяца подряд в году она может наращивать добычу, после обычно происходит снижение и дальше – всплески в ту и обратную сторону.

Поэтому собеседник считает, что таким солидным нефтепроизводителям, которые не входят в ОПЕК, как Россия и Казахстан, нужно проявлять больше инициативы в будущем.

Помимо основных добытчиков серьезное влияние на рынок будут оказывать крупнейшие потребители нефти – в первую очередь Китай и Индия, причем за Индию в будущем разгорится острая борьба, продолжает Евгений Слесарев. Хотя, отмечает он, не стоит исключать и прилета «черного лебедя» (событие, которое трудно спрогнозировать, но оно имеет ощутимые последствия, – ред.).

Об Индии говорит и Акбар Тукаев: в 2016 году страна вполне способна переместиться с четвертого на третье место в мире по потреблению, а лет через десять – превратиться в серьезного соперника для Китая, нынешнего второго значимого потребителя черного золота.

Что касается КНР, то, она, по мнению Акбара Тукаева, сохранит, а, возможно, в 2016 году нарастит высочайшие темпы прироста потребления – до 400 тыс. барр./сут. (сейчас – 300 тыс. барр./сут). Аргумент за эту версию: индекс PMI (индекс промышленного развития) снизился до психологической отметки в 50 пунктов, но на сам деле снижение произошло за счет малых и средних компаний, а для крупных предприятий, которые являются основными потребителями нефти, он вырос.

Что касается цен на нефть – итога борьбы за рынки и позиции – то, на взгляд Акбара Тукаева, в 2016 году, так же, как и в 2015-м, определять стоимость черного золота на мировой арене будут геополитические и спекулятивные факторы. В качестве примера он приводит ситуацию с балансом спроса и предложения: многие источники продолжают писать о разнице в пользу последнего в 2,5-3 млн барр./сут, тогда как фактически она составляет сейчас примерно 1,5 млн барр./ сут. «При нынешнем уровне потребления – 95 млн барр./сут. – это «копейки», – поясняет собеседник.

По его оценке, к концу 2016 года Brent вырастет до $70-80 за баррель, однако среднегодовая цена останется на уровне $50.

Отметим, что в среду, 9 декабря, аналитики Citigroup, по сообщению агентства Bloomberg, озвучили прогноз, что к концу 2016 года Brent будет стоить приблизительно $60 за баррель, однако есть «ощутимый риск пересмотра в сторону снижения».

ОПЕК: по примеру итальянской мафии

«Лимит» на добычу в 30 млн барр./сут. ОПЕК установила в декабре 2011 года, и с тех пор ни разу не отступала от своего решения именно в плане изменения официально разрешенного объема. Вопрос был актуальным и перед предыдущим, июньским, заседанием. Тогда отказ снижать установленную планку Анна Кокорева объясняла тем, что рыночная ситуация стабилизировалась и устраивает большую часть добытчиков, цены на нефть не критично низкие и сам картель ожидает роста спроса на сырье во II полугодии этого года. Акбар Тукаев указывал на то, что когда ОПЕК сохранила квоту в ноябре 2014-го, Brent стоил $80 за баррель, в июне 2015-го – $63-65. Предложение превышало спрос и в ноябре, и в июне, но осенью 2014 года цена за баррель падала, а к июню 2015-го – набирала высоту, при этом в первом случае баланс разошелся на 700-800 тыс. барр./сут., во втором – более чем на 2 млн барр./сут.

В физическом смысле квота уже давно стала условным рубежом, по некоторым оценкам, участники картеля добывают 31,3-31,7 барр./сут. При этом генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри после заседания, прошедшего в Вене 4 декабря, сказал: «Мы будем придерживаться текущего актуального уровня добычи, это не 30 млн барр./сут. Мы не можем сейчас дать цифры (по уровню квот, – ред.). Мы не знаем, когда Иран выйдет на рынок. Добыча внутри ОПЕК меняется время от времени. Мы решили отложить это решение до следующей встречи», – цитирует его слова «ИНТЕРФАКС-АНИ».

«Рынок не готов к повышению квоты сейчас, это приведет к резкому падению цен на нефть, – комментирует позицию картеля Анна Кокорева. – В любом случае вероятность официального повышения квоты давит на нефтяные котировки. Внешний фон складывается таким образом, что восстановление цен на нефть в ближайшем будущем нам не грозит». По словам аналитика, принятым решением организация, безусловно, продвигает интересы стран-участниц.

«Мы наблюдали за итогами заседания 4 декабря. Возникло ощущение, что большинство членов ОПЕК соблюдают омерту – обет молчания итальянской мафии. Периодически тот или иной участник говорит о необходимости действий, направленных на повышение стоимости нефти, «прикрываясь» сохранением единства и значимости организации, но по итогам встречи выпускается пресс-релиз, содержащий не относящуюся к делу информацию», – делится мнением Акбар Тукаев.

Эксперт говорит: сейчас практически все члены картеля пытаются компенсировать свои потери от снижения цен на нефть исключительно наращиванием физических объемов. Причем практически никому это не приносит особой пользы: потери несопоставимы. Например, Саудовская Аравия за I полугодие 2015 года недосчиталась $150 млрд экспортных доходов – таковы официальные данные министерства финансов США.

«С моей точки зрения, многие страны хотели договориться о снижении квот на добычу и таким образом стабилизировать цену на углеводороды. Но серьезных предложений так никто и не внес. Только Венесуэла постоянно предлагает урезать квоты. Посыл остальных: если все сократят, то и мы готовы», – комментирует Евгений Слесарев.

По его мнению, ситуация может измениться в следующем году, потому что почти все страны-нефтедобытчики закрывают этот год с дефицитом бюджета, даже в Саудовской Аравии показатель составил около 20%. «Как долго может продолжаться такая игра на выбывание – большой вопрос. Скорее всего, к следующему заседанию участники ОПЕК будут более сговорчивыми», – считает собеседник.

Однако есть и другое предположение – касающееся не просто стоимости барреля и квот, а судьбы самого картеля. Акбар Тукаев говорит: если реализуется сценарий сохранения низких цен до 2020 года, чего ожидают некоторые аналитики, то вполне возможно, что ОПЕК как организация развалится – потому что бюджеты большинства ее участников ориентированы на нефтяные цены.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤