Почему крупные компании выступают за «зеленый» образ жизни?
Чистая энергия позволяет экономить и повернуть имиджевую тенденцию в выгодное руслоЗащитники окружающей среды все чаще нападают на крупные холдинги и IT-компании, которые, по их мнению, потребляют столько же энергии, сколько среднее государство. В свою очередь представители Google, Facebook, Apple и Tesla Motors объявили новое направление и стали приверженцами «зеленого» образа жизни. Хоть «зеленая» тенденция и обошлась компаниям в круглую сумму, например, Google, согласно IB Times, потратила на «чистую» энергию 1,5 млрд долларов долларов, а Apple — около 850 млн, компании смогли существенно сэкономить. Так, установка нового дата-центра Facebook в Принвилле потребляет на 38% меньше энергии, и при этом его стоимость обошлась на 24% дешевле, пишет vc.ru.
Началось все несколько лет назад с доклада Greenpeace, когда «зеленые» заявили, что облачный сервис каждой такой компании потребляет столько же энергии, сколько среднее государство. Защитники природы ставили производителям гаджетов в укор еще и то, что те выпускают новинки каждый месяц и заставляют потребителей покупать снова и снова. Apple в ответ на это в мае 2015 года объявила о расширении своих инициатив в сфере возобновляемой энергетики в Китае, где находится 19 офисов компании и 24 магазина и производится большая часть продуктов. В октябре Apple завершила установку солнечных батарей на 40 МВт в провинции Сычуань. Эти солнечные инсталляции станут источником энергии для магазинов и филиалов компании — таким образом Apple станет углеродно-нейтральной компанией. Кроме того, Тим Кук заявил, что планирует создать солнечные батареи еще на 200 МВт в северных и восточных провинциях.
Facebook также на протяжении долгого времени вызывала негодование «зеленых». На их хостинге хранится 10 миллиардов фотографий, и каждую секунду пользователи выкладывают еще 300 000 фотографий. Их дата-центры «сжирали» огромное количество энергии.
Представитель Facebook Том Фурлонг сказал так: «Серверы напоминают людей в тропическом климате: им нужна определенная температура, чтобы хорошо себя чувствовать. Следовательно, они не могут обходиться без кондиционеров. Отсюда и высокий расход». Поэтому не так давно Facebook открыла свой центр в Швеции. Местный прохладный климат позволяет серверам охлаждаться естественным путем, что экономит электроэнергию.
Facebook вообще называют одним из врагов «зеленого» движения. Вот уже восемь лет как в компании есть должность экологического директора (director sustainability). Этот пост занимает Билл Вейл, который следит за тем, чтобы каждый шаг компании был сделан в согласии с ее «зелеными» инициативами. Например, инженеры Facebook трудятся над тем, как хранить данные наиболее экологично, они разработали специальную систему охлаждения для дата-центров, а также создали оптические диски для хранения информации. Как пишет Business Insider, другой дата-центр компании находится в Принвилле и потребляет на 38% меньше энергии, чем аналогичные дата-центры других ИТ-компаний. При этом его стоимость обошлась на 24% меньше.
Еще один приверженец альтернативной энергии — Tesla Motors под руководством Элона Маска. Он представил аккумуляторную систему Tesla Energy, состоящую из «домашней» Powerwall и «промышленной», более мощной Powerpack. Powerwall питается от солнечных батарей или обычной электросети, позволяя сделать дом полностью автономным в плане энергоснабжения при отключении электричества. Powerpack емкостью в 10 кВт⋅ч предназначен для корпоративных пользователей. Он представляет собой набор аккумуляторных блоков на 100 кВт⋅ч, которые можно объединить в систему на 10 МВт⋅ч и выше. Маск говорит, что система уже тестируется в американских компаниях Walmart и Cargill.
Другая плоскость интересов Tesla — электрокары. Чтобы популяризировать свои экологичные машины, Маск подписал с Panasonic соглашение, в рамках которого в Америке скоро откроется завод Gigafactory по производству батарей, призванный удешевить производство аккумуляторов и обеспечить Tesla запасом батарей. По планам, к 2020 году общая мощность произведенных ячеек достигнет 35 гигаватт-час, батарей — 50 гигаватт-час.
Есть еще один «зеленый» проект, связанный с Элоном Маском, — провайдер технологий SolarCity. Это не проект Маска, он принадлежит его кузенам — Линдону и Питеру Райвам. SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт. Это оптимальное решение для малого бизнеса. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг до 20 лет. Компания, в частности, строит батареи для станций подразрядки электрокаров Tesla.
Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и востребован на рынке: покупатели записываются в очередь за месяц. Капитализация компании — около 3 млрд долларов.
Билл Гейтс, глава Microsoft, также в авангарде «зеленых» инициатив. Гейтс сделал заявление, что удвоит свои инвестиции в сферу альтернативной энергетики до 2 млрд долларов в следующие пять лет. Гейтс намерен создать крупнейший в истории фонд, который займется инвестированием в исследования и разработки в области «чистой» энергетики. Сегодня технологии могут не только служить интересам потребителя и корпораций, но и помогать в создании эффективных инструментов для защиты окружающей среды, считает он. Гейт заявил, что инвестировал в 45 стартапов, которые занимаются солнечной и ветровой энергией, а также следующим поколением ядерной энергии.
Миллиардер заметил, что ему особенно интересны проекты, предлагающие переработку ядерной энергии. Кроме того, Гейтс курирует проект профессора Нейта Льюиса, который занимается искусственным фотосинтезом и надеется найти решение, как использовать солнечную энергию даже при отсутствии солнца.
Кстати, Amazon в новом «зеленом» тренде долгое время считался белой вороной. Однако Джефф Безос недавно заявил, что компания в этом году сделала огромный рывок в области «зеленых» технологий. По состоянию на апрель 2015 года около 25% потребления энергии компании поступает из возобновляемых источников энергии, а к концу 2016 года это число должно достигнуть 40%.