Экспортеры Германии назвали ситуацию в России катастрофической
Доверие немецких фирм к российскому рынку радикально подорваноНесмотря на обвальный спад в германо-российской торговле, немецкий экспорт в текущем году снова будет рекордным. А вот 2016 год рискует стать критическим, пишет dw.com.
Внешнеторговые показатели немецкой экономики в текущем году, скорее всего, превысят все даже самые оптимистичные прогнозы. Федеральное объединение оптовой и внешней торговли Германии (BGA) исходит из того, что в 2015 году экспорт из ФРГ по сравнению с прошлым годом увеличится на шесть процентов до одного триллиона и 191 млрд евро, а импорт - на четыре процента до 947 млрд. Обе цифры - рекордные.
Такие данные привел на пресс-конференции в Берлине во вторник, 27 октября, глава BGA Антон Бёрнер (Anton Börner). Он также выразил уверенность в том, что и будущий год снова станет рекордным для предприятий экспортных и импортных отраслей экономики ФРГ. Но видит Бёрнер и определенные риски.
Самым важным - причем с большим отрывом - внешнеторговым рынком для Германии был и остается Европейский союз. На его долю приходится по 58 процентов немецкого экспорта и импорта. Особенно радует президента BGA выросший спрос из таких еще недавно кризисных стран, как Испания, Португалия, Италия и Франция. Быстрыми темпами растут поставки немецких товаров также на рынки за пределами ЕС, лидер среди которых - американский.
А вот надежды, которые ранее немецкие производители возлагали на страны БРИК, оправдались только в отношении Индии, экспорт в которую возрос на 19,3 процента. Поставки в Китай остались практически на прошлогоднем уровне (всего плюс 0,8 процента), в Бразилию они сократились на 2,5 процента. А спад немецкого экспорта в Россию был в первые шесть месяцев 2015 года просто обвальным - минус 31 процент.
«Мы с большой тревогой наблюдаем за по-прежнему катастрофической ситуацией в России, - заявил Антон Бёрнер. - Доверие немецких фирм к российскому рынку радикально подорвано, и его будет очень трудно восстановить, даже когда будет урегулирован конфликт с Украиной».
Процесс восстановления доверия, по его прогнозу, займет годы, даже десятилетия и при этом, добавил он, пока совершенно не ясно, когда этот конфликт будет разрешен.
Отвечая на вопрос DW, глава BGA пояснил, что ситуацию в России немецкие фирмы считают катастрофической, потому что ее рынок оказался настолько непредсказуемым, что любые крупные инвестиции стали чрезмерно рискованными. «Менеджеры на предприятиях или в банках, оценивающие степень риска капиталовложений в тех или иных сферах, - рассказал он, - не верят, что в России будет стабильная экономическая ситуация».
И причина тут не в санкциях, подчеркнул Бёрнер, причина доморощенная. «Все зависит от самой России, - продолжал он, - ей надо позаботиться о повышении исчезнувшего к ней доверия, но я не вижу даже признаков действий в этом направлении».
Что касается Украины, то немецкие поставки и на ее рынок в первом полугодии сократились на 27,3 процента. Правда, импорт вырос (плюс 8,8 процента), во втором полугодии ожидается некоторая стабилизация в германо-украинской торговле, а со следующего года, когда начнет действовать соглашение о зоне свободной торговли Украины со странами ЕС, и ее оживление.
Представляя на пресс-конференции в Берлине весьма оптимистичные прогнозы на следующий год, Бёрнер, вместе с тем, назвал 2016 год критическим.
«Мы чрезвычайно зависимы от экстремальной экспортной ориентированности наших предприятий, немецкий экспорт невозможно компенсировать повышением внутреннего спроса, - говорил Бёрнер журналистам. - Вы ведь не будете есть намного больше, чем едите сейчас, машина у вас тоже имеется, и двадцать галстуков вместо десяти - также ничто в сравнении с миллиардами, которые дает экспорт».
В результате, констатировал глава BDA, благополучие немцев в решающей степени зависит от положения на мировых рынках, а их дестабилизация куда опаснее для Германии, чем для подавляющего большинства других стран. Поэтому немецкий бизнес жизненно заинтересован в ликвидации очагов конфликтов, подчеркнул Бёрнер.
Но больше всего его беспокоит важнейший для Германии рынок - сам Европейский Союз. «Вопрос в том, - указал Антон Бёрнер, - не возобладают ли в ЕС в 2016 году центробежные силы»?
Риск распада Евросоюза он видит по трем причинам. Это по-прежнему не преодоленный долговой кризис в еврозоне, сепаратистские тенденции в Испании, британские и итальянские сомнения в целесообразности дальнейшего пребывания этих стран в Евросоюзе, рост популярности правопопулистских сил в целом ряде государств ЕС. Наконец, проблема беженцев, способная, по мнению Бёрнера, вконец подорвать основы европейской интеграции, а с ней - и потенциал общеевропейского рынка.