Brent больше не играет в сирийские игры?
Россия пытается отвоевать интересные для себя ценыПосле того как в конце сентября Россия начала наносить авиаудары по позициям террористической организации «Исламское государство» в Сирии, информационное пространство сразу же наполнилось сообщениями, смысл которых сводится к одному: идет очередная игра нефтяных престолов. США и Саудовская с одной стороны, Россия, Сирия, Иран – с другой. Между тем Brent, отреагировавший на происходящее определенным повышением, вернулся к привычному для себя пространству около $50. Как сообщает Bloomberg, цены снижаются на опасениях роста запасов топлива в США. Ноябрьские фьючерсы на Brent на лондонской бирже ICE Futures к 14:07 мск снизились на $0,18 (0,37%) до $49,06 за баррель. Цена фьючерса на нефть WTI на ноябрь на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) опустилась к этому времени на $0,08 (0,15%) до $46,58 за баррель.
Газ задает тренд нефти
«Сирийский конфликт представляет собой битву газовых трубопроводов, и только после этого реагирует рынок нефти», – такого мнения придерживается Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари».
По ее словам, изначально, еще в 2009 году, Катар предложил Сирии строить трубопровод через ее территорию и территорию Турции с последующей продажей голубого топлива в Европу. Сирия, будучи страной с весьма сложной религиозной лестницей, предпочла соблюсти собственные интересы и подписала похожий договор с Ираком и Ираном, так, чтобы вести нитку трубопровода восточнее. Это было сделано для того, чтобы несколько ограничить влияние суннитских группировок и поддержать шиитов. «По сути, речь идет о разных схемах поставки газа из одного и того же месторождения в Персидском заливе в интересах разных сторон. Для России, например, невыгодны обе схемы, потому что при поступлении газа с месторождений Северный Парс и Северное российское голубое топливо в Европе окажется никому не нужным. Китай получит свой газ при любом раскладе, но он уже участвует в Северном Парсе (Иран)», – комментирует эксперт.
Нефтяные цены в данном случае реагируют на изменение стоимости газа на товарно-сырьевых рынках, потому что зона военных действий не затрагивает интересов нефтяных трубопроводов.
«Сирия в данном конфликте стала срединной точкой интересов мировых политик. Тот, чьи интересы здесь будут соблюдены, далее будет диктовать сырьевому рынку направление движения», – делает вывод Анна Бодрова.
Конкуренты уходят и приходят
«Ближний Восток – регион, который традиционно влияет на стоимость нефти, и любые потрясения там приводят к тому, что черное золото либо дорожает, либо дешевеет, в зависимости от того, что и как там происходит», – продолжает Евгений Слесарев, инвестиционный консультант компании FIBO Group.
Он отмечает, что действия России в Сирии уже оказали поддержку нефтяным котировкам: рынок уже учел в ценах, если не разгром ИГИЛ, то его серьезные потери. В течение последней недели смесь Brent выходила к $54, а баррель WTI подходил к $50 и пытался закрепиться чуть-чуть выше.
В информационном пространстве высказывалось мнение, что Россия через свои действия в Сирии пытается контролировать энергетические рынки. «Любая серьезная держава всегда пытается оказывать влияние на энергетические рынки», – комментирует Евгений Слесарев. Он приводит в пример США, которые так или иначе пытаются устанавливать нефтяные цены – сообщениями о развитии сланцевой индустрии, например. И сейчас, если они говорят, что количество буровых установок снизилось на 6 штук – смешную цифру, – это приводит к тому, что нефть на рынке начинает дорожать.
«Россия пытается убрать с рынка конкурентов. Конкурент в данном случае – ИГИЛ, которое так или иначе влияет на добычу нефти, поставляя крайне дешевую нефть, причем чаще не за деньги, а в обмен на оружие или другую помощь. Россия пытается отвоевать, даже не рынок, а интересные для себя цены», – делится мнением аналитик.
Движение цен вверх уже наблюдалось. «Если полностью восстановится контроль сирийского правительства на территории Сирии, это, я думаю, окажет поддержку рынку нефти еще в какой-то степени. WTI может подняться к $55-60. Многие аналитики сходятся в том, что $60 – это справедливая цена для нефти американского сорта. Соответственно, Brent будет немного дороже – $63-65», – говорит Евгений Слесарев.
Продолжая тему нефтяных цен, эксперт отмечает, что на такие события, как рост добычи в Саудовской Аравии, рынок уже не реагирует. Теперь нужно наблюдать за тем, что будет происходить в нефтепотребляющих странах, том же Китае, например. Если прирост потребления будет стабильным, тогда можно будет говорить о том, что $60 – не предел. Если же опять будут вбрасывать информацию, что те или иные цены удобны для сланцевых добытчиков, то рынок остановится, считает спикер.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.