Американцы расчистили дорогу своему автопрому
По итогам 2015 года Volkswagen мог бы впервые стать самым крупным производителем мира«Мы облажались». Это буквальное публичное признание исполнительного директора североамериканского подразделения Volkswagen Михаэля Хорна как нельзя лучше отражает то, что недавно произошло с Volkswagen Group. Скандал с занижением параметров выброса оксидов азота NOx в дизельных двигателях обретает все более угрожающие последствия для немецкой корпорации, впереди многомиллиардный иск, пишут izvestia.ru.
Нынешние проблемы Volkswagen вполне укладываются в определенную парадигму событий, условным отсчетом которых можно назвать 2008 год. Американский концерн Ford сохранил устойчивость, но выбыл из пятерки лидеров и вынужден был продать компании Jaguar и Land Rover индийской Tata Motors. В 2009 году американский концерн Chrysler подал заявление о банкротстве и в итоге перешел под контроль Fiat Group. Наконец, General Motors прошла процедуру банкротства и реструктуризации под управлением правительства США (в обмен на 60% акций GM получил 30 млрд долларов, позже концерн выкупил эти акции обратно).
Для GM настала новая эпоха: по итогам 2008 года впервые за 77 лет концерн уступил звание мирового лидера по продажам. Вперед вырвалась Toyota, в 2009 году японцы сохранили лидерство, продав 7,8 млн (-13%) машин, за этот же год GM реализовал 7,5 млн автомобилей (-11%). С этого момента началась гонка преследования, в которую включился и концерн Volkswagen, резко увеличивший продажи.
В этот момент в автопроме появился новый ключевой механизм, влияющий на успешность компаний. Новым мировым регулятором стали ведомства США, призванные следить за нормами безопасности. В 2010 году разгорелся скандал из-за непреднамеренного ускорения автомобилей Toyota и ее люксового подразделения Lexus. Под давлением Национальной администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) японцы вынуждены были отозвать более 8,5 млн автомобилей. Впервые автопроизводитель выплатил и столь крупную сумму штрафа — 16 млн долларов вначале конфликта и 1,2 млрд долларов спустя два года. Помимо этого, резко снизились котировки акций Toyota, и в 2011 году ее глобальные продажи сократились на 6%. Скандал вынудил главу Toyota Кацуаки Ватанабэ подать в отставку.
Очень похожая ситуация с Volkswagen. Мартин Винтеркорн ушел в отставку, стоимость акций группы за эту неделю упала на треть, досталось и дочерним брендам: примерно также просели котировки Porsche и Audi. Паника на биржевых площадках рикошетом ударила по рыночной капитализации Renault, Peugeot и BMW.
Напомним, регуляторы США потребовали отзыва почти полумиллиона дизельных автомобилей Volkswagen, проданных с 2009 по 2015 год. Размер потенциальных штрафов оценен в 37,5 тыс. долларов за каждый проданный автомобиль, что в итоге может вылиться в суммарный иск на 18 млрд долларов — это официальная оценка Агентства по защите окружающей среды (EPA). Для сравнения, чистая прибыль концерна VW за 2014 год составила около 15 млрд долларов. Это беспрецедентная сумма для штрафов в автопроме.
На этом список неприятностей не кончается. Продажи автомобилей с дизельными моторами всей группы VW приостановлены на всей территории США. О срочной необходимости в аналогичных расследованиях заявили и другие страны; примечательно, что в первую очередь это сделали представители государств с национальным автопромом — Франция, Великобритания, Южная Корея, Италия. По оценкам самого же концерна VW, «проблемных» дизелей может быть более 11 млн по всему миру.
В итоге из всей этой истории вытекает самый главный вопрос — кто следующий? По итогам I полугодия 2015 года Volkswagen впервые стал производителем № 1 и шел с хорошей динамикой продаж к итогу года. Теперь вряд ли ему удастся сохранить набранные обороты.