Какие опасности для России таит вступление Казахстана в ВТО

Разница в размерах пошлин может нанести удар по экономикам регионального объединения

Казахстан на этой неделе завершил переговоры о присоединении ко Всемирной торговой организации (ВТО). Есть, однако, нюанс, который уже вызвал беспокойство в России. РК входит в зону свободной торговли ЕАЭС и Таможенного союза, и в Москве опасаются, что разница в размерах пошлин может нанести удар по экономикам регионального объединения, пишет lenta.ru.
 
Пока точные условия вступления РК в организацию держатся в секрете. Однако некоторые детали ясны уже сейчас. В частности, средняя тарифная ставка для Казахстана будет существенно ниже, чем для других участников ЕАЭС. В России и Беларуси она превышает 10 процентов, тогда как в Казахстане составит около 6,5 процента. Именно здесь и возникает главное противоречие. Беспошлинная торговля в Евразии создает перспективу возникновения крупного окна для реэкспорта товаров из дальнего зарубежья.
 
Поэтому, пишет издание, не стоит удивляться, что министр экономического развития России Алексей Улюкаев достаточно холодно отреагировал на вступление Казахстана в ВТО. По его словам, это несет в себе «серьезные риски».
 
При этом, сильнее всего рискует традиционно уязвимое российское машиностроение. Производство автомобилей и сельскохозяйственной техники может не выдержать резкого увеличения дешевого импорта.  Подчиненные Улюкаева в Минэкономразвития настроены более спокойно. По словам директора департамента торговых переговоров Максима Медведкова, «это большой плюс для Таможенного союза и Евразийского экономического союза» и очередной шаг «на пути формирования их международной правосубъектности».
 
Действительно, при всех сложностях процесс находился под постоянным наблюдением России. «В Москве часто оперируют такими понятиями как «угроза», — поделился с «Лентой.ру» своими соображениями казахстанский экономист Магбат Спанов. — Но российские чиновники присутствовали на всех переговорных встречах. Более того, в 2012 году страны пытались подавать заявку совместно». Так что проблема незащищенности внутреннего производителя стоит куда менее остро, чем в период, когда в ВТО вступала сама Россия.  По мнению Спанова, серый импорт — общая с РФ проблема для Казахстана, поскольку в цепочке активно участвуют и российские фирмы, причем товары движутся в обоих направлениях. «Наша экономика в десять раз меньше российской, — сказал он. — Когда вы вступали в ВТО, с нашей стороны обеспокоенности было еще больше».

По всей видимости, считают эксперты, внутренние правила работы ЕАЭС в новых условиях будут довольно долго пересматриваться, чтобы закрыть возможность лазеек для недобросовестных импортеров.  В принципе, существует вариант и понижения пошлин в самой России до уровня Казахстана. В целом Спанов оценивает вступление в ВТО для Казахстана существенным выигрышем. Он считает, что в конечном итоге выигрывает потребитель, и участие в ВТО дает шанс повысить конкурентоспособность даже посредством «шоковой терапии».
 
Заметные плюсы от вступления в ВТО Казахстана для России тоже есть. Как отметил главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик, это поможет ЕАЭС вести интеграционные переговоры с другими региональными объединениями: «ВТО состоит из множества группировок, созданных как по географическому, так и по отраслевому признаку. Когда переговоры ведет подобная группировка, у нее в руках больше инструментов, чем у отдельной страны, просто потому что она располагает куда большим рынком, который может предложить партнерам». В этой связи он упомянул контакты с государствами БРИКС, способные значительно интенсифицироваться, если ЕАЭС в рамках ВТО выступит единым фронтом.

 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤