Дешевый Brent не пускает инвесторов в Мексику
Появится ли на мировом рынке нефти более сильный игрок?Первый этап аукциона, объявленного Мексикой на нефтегазовые месторождения, оказался не столь удачным, как предполагалось: из 14 предложенных участков шельфа Мексиканского залива распределить удалось только 2, при ожиданиях правительства найти инвесторов минимум для 5. По оценкам, продажа всех блоков могла бы принести стране 18 млрд долларов. Несущественным оказалось и количество участников – всего 9 компаний. В информационном пространстве тендер охарактеризовали как неудачный и фактически провалившийся. Однако не все аналитики столь пессимистичны: рано или поздно инвесторы придут в Мексику, и тогда страна сможет усилить позиции на мировом рынке нефти или, по крайней мере, сохранить свое место в топ-дюжине нефтедобытчиков еще на 10-15 лет, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Инвестиционная терапия
В настоящее время Мексика занимает 10-11-е место в мире среди производителей черного золота. Бум развития нефтегазовой отрасли в этой стране произошел в 1970-2000 годах, пик добычи – порядка 3,8 млн барр./сут. – пришелся на начало 2000-х, приводит цифры Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС». В прошлом году добыча составила 137 млн тонн при запасах, оцениваемых примерно в 1,5 млрд тонн. В последние несколько лет в стране происходит ежегодное сокращение объемов добычи, что связано со зрелостью месторождений.
«Показатель упал до уровня 1986 года, когда он составлял 2,41 млн барр./сут. В 2014 году государственная компания Pemex добывала в среднем 2,43 млн барр./сут., в то время как еще 10 лет назад – 3,38 млн барр./сут.», – иллюстрирует ситуацию Анна Кокорева, аналитик «Альпари».
Эксперты отмечают: Мексика относится к числу стран, существенно зависящих от нефтегазовой отрасли, поэтому падение добычи, приведшее к снижению экспорта, вызвало сокращение доходов бюджета. Особенность этой страны заключается в том, что нефтегазовая отрасль здесь национализирована с 1938 года, монополистом является государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания Pemex. В 2013 году президент Энрике Пенья Ньето предложил преобразовать энергетический сектор страны.
«Реформа подразумевает допуск частных компаний на рынок нефти, ее необходимость продиктована бедственным экономическим положением государства. Частные компании нужны для того, чтобы привлечь инвестиции в отрасль и нарастить добычу до прежних уровней. Самостоятельно финансировать разведку новых месторождений Мексика не в стоянии», – комментирует Анна Кокорева.
«Возможности нацкомпании, видимо, несколько ослабились в технологическом и инвестиционном плане», – соглашается Акбар Тукаев. Он напоминает: эпоха легкоизвлекаемой нефти заканчивается, в будущем наращивание запасов и объемов добычи будет происходить за счет сверхглубокой и глубоководной нефти. Когда говорят о разработке глубоководных месторождений, прежде всего имеют в виду побережье Бразилии и Мексиканский залив. Технологии доступа к крайне недоступной нефти стоят в 5-10 раз дороже технологий, необходимых для разработки традиционных месторождений на суше. «Pemex, скорее всего, не в силах обеспечить такие инвестиции, поэтому страна вынуждена активно искать частный капитал», – предполагает собеседник.
Согласно планам, в течение 5 лет Мексика намерена выставить на аукцион 244 сухопутных и шельфовых нефтяных месторождения: 182 – на суше, 45 – на мелководье, 4 – глубоководные, 13 – с трудноизвлекаемой нефтью. Предполагается, что они содержат 68,2 млн баррелей нефтяного эквивалента, что позволит Мексике в случае удачной распродажи увеличить добычу на 1 млн барр./сут. к 2025 году.
Потратиться пока не готовы
Особенность Северной Америки, продолжает Акбар Тукаев, заключается в том, что примерно 89% запасов здесь принадлежит частным компаниям. В то время как в мире – наоборот, большей частью запасов, примерно 80%, владеют национальные компании. Причем, этот тренд – усиление роли нацкомпаний – усиливается: еще в 1990-е года им принадлежало на 10% меньше, чем сейчас. Вероятно, Мексика рассчитывает на развитый частный сектор, находящийся по соседству: он потенциально может внести оживление в нефтегазовую отрасль страны. Отметим вместе с тем, что в свое время национализация в Мексике проводилась для того, чтобы оградить сектор от контроля со стороны иностранного капитала, прежде всего американского.
Однако сейчас ситуация такова, что американские инвесторы не спешат с вложениями. «После начала в США сланцевого бума, по некоторым данным, в североамериканские месторождения было привлечено порядка 1,5 трлн долларов. Из-за общемирового снижения цен на нефть существенная часть инвестиций себя не оправдала. Я думаю, обжегшись на активном инвестиционном буме в Штатах, инвесторы не стремятся в Мексику. Возможности привлечения средств тех же североамериканских инвестиционных и хедж-фондов ограничены», – делится наблюдением Акбар Тукаев.
Анна Кокорева также указывает на то, что основными инвесторами в нефтегазовую отрасль Мексики являются США и Россия, но «они пока не готовы потратиться». «В Штатах есть тенденция сокращения количества новых бурений, соответственно, если развитие добычи замедляется внутри страны, то руки до внешних рынков не доходят. У российских компаний в кризис просто нет лишних денег. Тем не менее, одним из наиболее активных российских игроков в Мексике является «ЛУКОЙЛ», – говорит аналитик.
Оба эксперта единодушны во мнении: интерес к мексиканским нефтяным активам начнет возрастать по мере восстановления цен на нефть. Акбар Тукаев подходящим уровнем считает минимум 70 долларов за баррель. При этом, отмечает Анна Кокорева, особый интерес будет представлять нефтепереработка, поскольку в Мексике дефицит НПЗ, большую часть бензина и иного горючего страна импортирует.
Что касается возможного влияния мексиканской ситуации на стоимость Brent, то, по оценке Акбара Тукаева, нужно учитывать два момента. Первый: существенный рост объемов добычи нефти в Мексике возможен только в среднесрочной перспективе – через 5-8 лет. В этот период мировой спрос достигнет 100 млн барр./сут. Поэтому сдерживающее влияние мексиканской нефти на мировую цену – из-за роста предложения – возможно только в третьем десятилетии XXI века. Второй момент: около 60% добываемого в Мексике ресурса – тяжелая или сверхтяжелая нефть, в силу этой особенности черное золото из этой страны значимому снижению мировых цен способствовать не будет.