Картель не останется в убытке
ОПЕК установила квоту на нефтедобычу на уровне 30 млн баррелей в сутки5 июня Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) установила квоту на нефтедобычу на уровне 30 млн баррелей в сутки. «Решение было ожидаемым, так как рыночная ситуация стабилизировалась и устраивает большую часть добытчиков. Причин для снижения квоты не было. Цены на нефть не критично низкие. Кроме того, картель ожидает роста спроса на нефть во II полугодии», – комментирует деловому еженедельнику «Капитал.kz» Анна Кокорева, аналитик «Альпари».
«Большая часть участников картеля не останется в убытке», – продолжает эксперт. Эти страны имеют низкую себестоимость добычи (ресурс с Ближнего Востока является, пожалуй, самым дешевым в мире). А негативные эффекты возможны только при падении североморской нефти ниже $30-40 за баррель.
Вместе с тем генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри в день заседания организации говорил о том, что картель не имеет ориентиров по цене на нефть, не делает прогнозов, «цену определяет рынок». Основным вызовом для рынка нефти во II полугодии 2015 года он назвал неустойчивые темпы роста мировой экономики. «Решение ОПЕК, скорее, ограничит рост цен, нежели приведет к новому падению. Оно было ожидаемым и уже отыграно рынком. В дальнейшем многое, действительно, будет зависеть от темпов роста мировой экономики и развития ситуации на Ближнем Востоке. Если экономический рост окажется медленным или вообще будет отсутствовать, то решение ОПЕК усилит дисбаланс спроса и предложения на сырье», – отмечает Анна Кокорева.
От ноября до июня
Нынешнее решение ОПЕК дублирует то, что было принято осенью прошлого года, – оставить квоту на нефтедобычу в 30 млн баррелей в сутки, то есть на уровне, установленном еще в декабре 2011 года. Однако между ноябрьским и июньским решениями есть различия, говорит Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС». В ноябре Brent стоил $80 за баррель, тогда присутствовали панические настроения, прогнозировался и затем подтвердился тренд на снижение стоимости. В июне цена на черное золото добралась до $63-65, и с начала года, несмотря на провал в январе, наблюдается повышающий тренд. Сегодня, по словам эксперта, среднегодовая стоимость Brent достигла $61 за баррель и «особых предпосылок» к снижению нет.
Это ценовой аспект. Смысловой – сняты «подозрения» с фундаментальных факторов. Аналитик поясняет: в ноябре говорилось о том, что предложение превышает спрос, поэтому цена падает. Сейчас предложение также превышает спрос, но стоимость ресурса растет. И это при том, что тогда разница составляла 700-800 тыс. барр./сут., сейчас – более 2 млн барр./сут. «Это говорит о том, что, на самом деле, фундаментальные факторы, в частности, спрос и предложение, уже не играют прежней роли. По моему мнению, сейчас они формируют примерно 50% цены», – комментирует Акбар Тукаев.
Эксперт обращает внимание и на то, что наконец-то более активно признается возросшее влияние политико-спекулятивных факторов.
Еще один момент: на ноябрьском заседании ОПЕК отмечалось, что снижением цен на черное золото нефтяные страны могут бороться с добытчиками сланцевой нефти. Аналитик приводит результат такой суперборьбы: «В 2012-2013 годах на рынок Северной Америки Саудовская Аравия поставляла около 1,5 млн барр./сут., в 2014 году – 1,3 млн барр./сут., в 2015 – менее 1 млн барр./сут. Появилась информация, что сланцевая нефть в Северной Америке, особенно в США, очень активно адаптируется к низким ценам. В конце прошлого года говорилось, что для ее себестоимости критичен уровень $80 за баррель, на последнем заседании ОПЕК речь шла уже о $40-50 за баррель, то есть произошла переоценка практически в два раза».
Когда придет мой смертный час
Не успело заседание ОПЕК завершиться, как информагентства принялись цитировать громкие формулировки экономиста Патрика Янга, что организация, не сократившая квоту и поддерживающая таким способом низкий уровень цен на нефть, «подписала себе смертный приговор», и что политика картеля – это «взаимно гарантированное банкротство».
Успешное развитие нефтяной промышленности возможно только за счет высокотехнологичной добычи углеводородов, такой, какая применяется, например, в России и США – это имел в виду эксперт, говоря о банкротстве (его мнение приводит РИА «Новости»).
А что касается смертного приговора, то здесь речь идет о том, что стратегию перенасыщения рынка, цель которой «подавление американской сланцевой революции», способна выдержать только сама Саудовская Аравия – у нее есть для этого финансовые возможности. А остальные участники ОПЕК «вынуждены продавать нефть ниже себестоимости» и «теперь резко критикуют Эр-Рияд».
«Среди участников действительно наблюдается раскол, однако говорить о том, что это смертный приговор для картеля, не стоит», – считает Евгений Слесарев, инвестиционный консультант компании FIBO Group. Он приводит в пример противостояние Венесуэлы и Саудовской Аравии: первая активно ратует за сокращение добычи для роста котировок, а вторая столь же активно сопротивляется этому. Однако разногласия в организации были всегда – это нормально, считает собеседник. В итоге, несмотря на то, что далеко не для всех уровень стоимости Brent $50-60 за баррель является комфортным, все же пришли к консенсусу: необходимо продолжать добывать ресурс и зарабатывать деньги.
Тем не менее Акбар Тукаев полагает, что в нынешней ситуации сомнения в роли ОПЕК все же подтверждаются. Нужна ли эта организация, с учетом того, что ее участники обеспечивают лишь треть мировой добычи нефти, плюс в первую пятерку нефтедобытчиков из стран картеля входит только Саудовская Аравия, и компанию ей составляют США, Россия, Канада, Китай? Участники картеля иногда занимают слишком противоречивые позиции. Но, по мнению эксперта, ОПЕК все-таки должна существовать: сейчас это фактически единственная площадка в нефтяном мире для обсуждения актуальных вопросов.
30 плюс миллион
В информационном пространстве появляются разные мнения о необходимости сохранения квоты на прежнем уровне: фактически объем добычи уже оценивается примерно в 31 млн баррелей в сутки. Можно ли говорить о значимости решения картеля? «Решение ОПЕК весомо, иначе бы реакции инвесторов не было. Решение картеля помогает понять, какой линии придерживаются страны-члены организации, в зависимости от решения инвесторы строят свои прогнозы на будущее и меняют стратегию работы на рынке», – отмечает Анна Кокорева.
«Да, нарушения квоты идут, многим необходимо выживать, поэтому они пытаются взять если не ценой, то количеством», – соглашается Евгений Слесарев. Но это неофициальная статистика, для того, чтобы ОПЕК могла предъявить обвинение, нужны доказательства – аудированные данные. Но, с другой стороны, предполагает эксперт, Саудовская Аравия, вполне возможно, закрывает на это глаза, тем самым «покупая» согласие более слабых стран на то, чтобы не уменьшать квоту официально.
Сообщается о том, что некоторые страны могут увеличить добычу. Так, например, Ирак, по заявлению министра нефти Адель Абдул-Махди, может нарастить экспорт в июне на 3,2%, или 100 тыс. баррелей в сутки (страна планирует запустить новый сорт тяжелой нефти Basrah Heavy). Ирак вместе с Саудовской Аравией уже добывают на 1,1 млн барр./сут. больше, чем полгода назад, приводятся слова Оле Хансена, эксперта Saxo Bank. Нельзя забывать и об иранской нефти – как минимум о дополнительном миллионе баррелей.
По мнению Акбара Тукаева, едва ли сейчас можно говорить о зарождении такого тренда, что все страны будут увеличивать добычу. Ситуация такова, что только отдельные страны могут позволить себе увеличивать объемы, исходя из своих технологических возможностей. И даже если отдельные страны ОПЕК пойдут на активное наращивание производства, то это в какой-то мере будет минимизироваться снижением показателей в Катаре, Мексике, Канаде.
Вместе с тем, на взгляд эксперта, есть предпосылки к тому, что стоимость Brent к концу года может составить $75-80 за баррель, в следующем году – $100 за баррель. Во-первых, сейчас наблюдается жесткий тренд – приобретение нефтяных фьючерсов. То есть спекулятивные игроки верят в рост цен на нефть. Во-вторых, по данным Международного энергетического агентства, в большинстве из 16 стран, которые формируют около 70% мирового спроса на черный ресурс, улучшаются показатели спроса (исключение – Россия, Бразилия, Мексика). В-третьих, впервые за последние годы рост спроса демонстрирует большинство стран ОЭСР (Германия, Франция, Великобритания и т.д.). Эта группа потребителей формирует около 50% спроса. Еще 50% формируются развивающимися странами, и лидируют в этом Китай и Индия. В последние годы Китай наращивал потребление примерно на 300 тыс. баррелей в сутки, Индия – примерно на 100 тыс. баррелей в сутки. Такой же уровень сохранится и в 2015 году.
Таким образом, если не будет каких-либо политических игр вокруг России и других антиподов Запада, то позитивные предпосылки вполне могут сделать свое дело – поднять стоимость Brent до $75-80 за баррель к концу года, считает Акбар Тукаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.