Потери Аэрофлота от дешевой нефти оценили в $220 млн
Перевозчик заключил контракт на поставку 70% авиатоплива из расчета цен на нефть в $80VTB Capital Research дал прогноз развития российских авиакомпаний в 2015 году. В частности, его аналитики ожидают снижения затрат на топливо и, соответственно, экономической выгоды авиакомпаний от сокращения этой статьи расходов. Но в случае с «Аэрофлотом» это не даст эффекта, пишут они: компания уже захеджировала 70% объемов топлива, требующихся на 2015 год, по цене на 22–27 долларов выше средней ожидаемой цены на спотовом рынке. Это снизит прибыль компании в текущем году до 7 млн долларов (в 2014 году она составила 13,15 млрд руб., или более 200 млн долларов по курсу на конец года), прогнозируют авторы отчета. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался, пишет РБК.
Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», уточнил, что в компании имеется политика управления рисками, в частности, рисками изменения цены на топливо, и согласно данной политике действительно хеджируется 70% потребностей авиакомпании на 12 месяцев вперед. «В момент заключения сделок аналитики рынка не могли представить, что стоимость нефти упадет так сильно, как, впрочем, и не могли предположить, что стоимость валюты вырастет в разы», — говорит собеседник РБК.
«Аэрофлот» не единственная компания, которая недополучит экономическую выгоду от снижения цен на нефть. Ryanair захеджировала 90% своих потребностей на 2015 год, Easyjet — 80%, Lufthansa — 65% (данные представлены в отчетностях авиакомпаний).
Практика хеджирования авиатоплива пришла из эпохи растущих цен на нефть, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Аэрофлот» не является первопроходцем, топливные риски хеджируют все ведущие мировые компании, — говорит он. — Но этот инструмент стал популярен на фоне стабильного роста цен на керосин, тогда все без исключения игроки рынка полагали, что тенденция к росту цен сохранится, и финансовым институтам, специализирующимся на этом инструменте, придется доплачивать перевозчикам за непопадание топливных цен в коридор хеджирования».
Потери «Аэрофлота», по его данным, незначительны по сравнению с зарубежными лидерами отрасли, например компанией Lufthansa, которая может потерять на топливе несколько сотен миллионов евро.