Иран в течение года станет лидером по экспорту нефти
Возобновление поставок может обрушить весь рынок сырьяИрану потребуется дополнительное время для наращивания мощностей по добыче нефти после вероятной отмены санкций. «Нельзя просто повернуть кран и выдать больше нефти», — полагает глава института исследований энергетической политике в Колумбийском университете Джейсон Бордофф. Вместе с тем отмена эмбарго вполне может привести к падению цен и кризису на рынке энергоносителей, сообщает израильское издание Calcalist.
Успешное завершение переговоров между Ираном и международными посредниками в швейцарской Лозанне должно повлечь за собой постепенную отмену санкций. На первом этапе это вряд ли повлияет на мировой нефтяной рынок, хотя есть и иное мнение, пишет inosmi.ru.
Во-первых, предварительное соглашение остается неустойчивым и хрупким. Неизвестно, можно ли на его основе построить договор об окончательном урегулировании кризиса в запланированный срок, до конца июня. Отмена санкций возможна только после подписания окончательного договора. Во-вторых, даже если будут отменены санкции, запрещавшие европейским государствам покупать нефть и газ в Иране, пройдет много месяцев, прежде чем Иран вернет роль ведущего игрока на рынке энергоносителей.
Согласно данным Международного энергетического агентства, в 2010 году Иран экспортировал примерно 2,3 млн баррелей нефти в день. Из-за введенных санкций в 2012 году прекратился экспорт иранской нефти в США и Великобританию, а в 2013 году — в страны Европейского союза. В результате экспорт иранской нефти сократился вдвое и составил 1,2 млн баррелей в день, в основном в Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Турцию.
Возобновление иранского экспорта на уровне 2010 года может обрушить весь рынок нефти. Цены с лета 2014 года упали на 60%. В связи с вероятными опасными последствиями восстановления иранского экспорта после подписания сделки цены упали еще на 5%.
Иран занимает четвертое место в мире по запасам нефти, которые оцениваются в 157 млрд баррелей.
Президент Ирана Хасан Рухани, выступая в прошлом году на Международном экономическом форуме в Давосе, призвал западные компании инвестировать в иранскую экономику, особенно в энергетический сектор. После введения санкций для разработки нефтяных месторождений Иран привлекает индийские и китайские компании. Но иранское руководство осталось недовольно их работой и считает, что можно повысить эффективность добычи нефти. Иранцы надеются заменить азиатские компании европейскими и, возможно, американскими.
Вместе с тем шансы на быстрое увеличение объемов экспорта иранской нефти весьма невелики. «Знаете, насколько увеличится иранский экспорт нефти на следующей неделе по сравнению с сегодняшним днем? Ни насколько!» — сказал The New York Times Майкл Леви, эксперт по вопросам энергетики в Совете по иностранным делам, неправительственном исследовательском институте, проводящем исследования в области международных отношений. При этом он признал, что в долгосрочной перспективе Иран в состоянии значительно увеличить объем экспорта нефти.
Джейсон Бордофф, глава института исследований энергетической политике в Колумбийском университете, говорит, что с 2012 года Иран закрыл многие скважины и сократил вложения в разработку новых месторождений. Он отметил, что нельзя просто так взять и повернуть кран, чтобы увеличить объем поставок. Бордофф отметил, что для наращивания объемов экспорта требуется значительное время. По его оценке, Иран сможет вернуться на лидирующие позиции в мире не ранее начала 2016 года.
Несмотря на это, таким экспортерам, как Россия, Саудовская Аравия и Кувейт, есть о чем беспокоиться. Иран экспортирует нефть из терминалов на маленьких островках в Персидском заливе. По некоторым данным, в этих нефтехранилищах содержится более 38 млн баррелей нефти, передает inosmi.ru.
Помимо подземных нефтехранилищ на островах, Иран использует танкеры в качестве плавучих нефтехранилищ. По данным британской судоходной компании IA Gibson, в плавучих нефтехранилищах есть еще около 35 млн нефти. «Иранские танкеры на данный момент не находят иного применения», — сказал в интервью Wall Street Journal Ральф Лещински из итальянской судоходной компании Banchero Costa. Из-за западных санкций на иранское судоходство и страхование судов танкеры не могут выйти из портов.
Если Иран решит немедленно выбросить на рынок эти запасы, он обрушит цены и устроит масштабный кризис мирового рынка энергоносителей. С учетом кризиса, который переживает иранская экономика, Тегеран вполне может поддаться соблазну и пойти на такой шаг, невзирая на последствия.