В Душанбе взвешивают плюсы и минусы вступления в ЕАЭС
В Таджикистане осенью оживилась дискуссия о перспективах вступления страны в союзПо словам президента Эмомали Рахмона, Душанбе пока лишь изучает экономическую базу и документы ЕЭАС с целью возможного присоединения к объединению, пишет Deutsche Welle.
Глава душанбинской общественной организации «Центр свободного рынка» Константин Бондаренко считает, что Душанбе нужно учитывать экономическую ситуацию в РФ: резкое падение курса рубля, нулевой экономический рост, значительный отток капитала и негативные прогнозы на будущее. «Интеграция с политически сильным партнером, который слаб экономически, может привести к непредсказуемым последствиям для Таджикистана», — предостерегает аналитик.
Однако он назвал два, по его мнению, очевидных преимущества вступления в ЕАЭС: дешевые горюче-смазочные материалы и облегчение правил пребывания таджикских трудовых мигрантов. «Но в свете последних событий, не исключено, что, во-первых, цены на ГСМ могут расти и вне зависимости от фактора евразийской интеграции, а во-вторых, вопросы миграции Россия будет решать всегда в зависимости от ситуации, не принимая во внимание никакие договоренности и интеграционные соглашения», — считает Бондаренко.
Между тем, по мнению сторонников вступления в ЕАЭС, умеренный протекционизм при условии притока инвестиций из стран-членов объединения позволит Таджикистану возродить промышленность. Помимо аграрного сектора среди перспективных отраслей они называют энергетику. Низкие заработные платы — еще одно инвестиционное преимущество. С другой стороны, по данным Евразийского банка развития, участие Таджикистана в Таможенном союзе и ЕАЭС приведет к увеличению как потока трудовых мигрантов, так и их доходов. Заработки мигрантов могут вырасти примерно на 15-50%, говорится в этом докладе.
Другие наблюдатели, например, эксперт Института экономики РАН Зарина Дадабаева, говорят, что у Таджикистана сейчас есть возможность вступить в ЕАЭС на льготных условиях. «Если таджикские власти в ближайшие три года не решатся на интеграцию, то дверь закроется. И тогда уже придется вступать на более суровых условиях, потому что ужесточатся требования в рамках экономического союза», — предупреждает Дадабаева.
Она обращает внимание на то, что Таджикистану в случае принятия положительного решения предстоят непростые переговоры с Китаем. «Пекин, естественно, будет разговаривать с Таджикистаном и Россией, чтобы защитить свои интересы в регионе», — предполагает Дадабаева. В 2014 году товарооборот между Таджикистаном и Китаем уже превысил полтора миллиарда долларов, и китайская сторона не захочет иметь дело с неизбежными — в случае присоединения Душанбе к ЕАЭС — ограничениями, сообщает Deutsche Welle.
Соседний с Таджикистаном Кыргызстан уже заявил, что рассчитывает стать
членом Евразийского экономического союза в январе 2015 года. Эксперт из Бишкека Кубат Рахимов считает, что учредители ЕАЭС должны были настоять на приеме в союз Кыргызстана синхронно с Таджикистаном. Это сразу закрыло бы 500-километровую контрабандную брешь на кыргызско-таджикской границе и снизило бы многие издержки членов ЕАЭС. «Сейчас Бишкек просит сотни миллионов долларов на обустройство пограничной и таможенной инфраструктуры, в том числе на границе с Таджикистаном. На эти средства можно было бы обустроить рубежи Таджикистана с Афганистаном, улучшить инфраструктуру в международных аэропортах, закупить оборудование, обучить персонал», — предлагает Рахимов.