Таджикистан становится сырьевым придатком Китая

Сегодня Пекин возглавляет тройку самых крупных торговых партнеров Душанбе

Председатель КНР Си Цзиньпин посетит Таджикистан с ответным государственным визитом 10 сентября. Президент Эмомали Рахмон накануне заявил, что с «нетерпением ждет встречи с китайским лидером» и «надеется на хорошие результаты». Китай постепенно становится важнейшим экономическим и стратегическим партнером Таджикистана.
 
Предстоящая встреча лидеров двух стран обещает выйти за рамки формальных, когда по итогам переговоров подписываются малозначащие декларации о намерениях. Прорывным в этом плане был прошлогодний визит Эмомали Рахмона в Пекин, когда был подписан пакет экономических соглашений, которые де-факто превратили Китай в ключевого партнера Таджикистана, пишет портал centrasia.ru.
 
Сегодня Пекин возглавляет тройку самых крупных торговых партнеров Душанбе. Общий объем товарооборота между партнерами в 2013 году составил 2 млрд. долларов.

Как одно из перспективных направлений для расширения торгового сотрудничества стороны рассматривают Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Таджикский президент надеется, что в переговорах с Си Цзиньпином удастся достичь решения о создании подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Таджикистаном и СУАР. Об этом Эмомали Рахмон заявил в интервью агентству «Синьхуа». Не исключено, что планы Душанбе будут реализованы, поскольку Китай рассматривает Таджикистан как поставщика электроэнергии в СУАР. Таджикистан обладает богатыми гидроресурсами и заинтересован в том, чтобы китайские компании активнее участвовали в строительстве средних и малых ГЭС на внутренних  реках страны. Не исключено, что Душанбе может предложить Пекину инвестировать и в строительство Рогунской ГЭС

Таджикистан также рассчитывает участвовать в поставках газа в Китай. Четвертую ветку газопровода Китай – Центральная Азия предполагается проложить из Туркменистана через Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Душанбе надеется закачивать в нее свой газ с Бохтарского месторождения, которое в прошлом году начали разрабатывать две энергетические корпорации – CNPC и французская Total SA.
 
Китай в прошлом году получил также право на разработку золоторудного месторождения «Зарафшон». Помимо добычи золота, КНР проявляет повышенное внимание к разработке месторождений свинца и цинка.  Китай не испытывает в Таджикистане серьезной конкуренции и в сельском хозяйстве. Минсельхоз Таджикистана передало около 500 гектаров земли китайским фермерам на 49 лет.
 
За последние годы объем китайских инвестиций в таджикскую экономику приблизился к отметке 500 млн. долларов, кредитов – около 1 млрд. долларов. Пекин стал основным донором, который щедро финансирует те или иные проекты на территории Таджикистана. Однако возросшая экономическая зависимость Таджикистана от Поднебесной не только открывает ей доступ к природным ресурсам республики, но и становится инструментом политического давления.
 
По мнению политолога Сергея Жильцова, сотрудничество Пекина и Душанбе сводится еще и к втягиванию Таджикистана в зону интересов Китая. «Предоставлением кредитов Пекин, по сути, заталкивает Таджикистан в долговую яму, которая приведет к кабальной зависимости республики. Учитывая обстоятельство, что у Душанбе нет денег и их появление в определенных объемах и не предвидится, то расплачиваться, очевидно, придется допуском китайской стороны к сырьевым ресурсам, передачей контрольных пакетов акций стратегических предприятий или уступкой под контроль Китая отдельных транспортных маршрутов, пролегающих по таджикской территории, – участками шоссе и стратегическими тоннелями на горных перевалах», – сказал Сергей Жильцов, пишет centrasia.ru.
 
При этом эксперт обратил внимание на то, что в публичной сфере Китай до сих пор дистанцировался от «политических моментов» не только в отношениях с Таджикистаном, но и всех постсоветских стран. Ключевой аспект политики Пекина – экономическая экспансия, доступ к ресурсам, рынкам. По мере расширения присутствия в Таджикистане китайская сторона начнет посылать руководству республики сигналы политического толка. «Чем основательнее войдет Китай в таджикскую экономику, тем зависимее станет Таджикистан от решений, принимаемых Китаем», – сказал «НГ» Жильцов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤