Чиновники Китая распродают недвижимость
Борьба с коррупцией вызвала спад на рынке жильяКампания против продажности и расточительства, развернутая председателем КНР Си Цзиньпином, заставляет партгосаппарат менять привычный образ жизни. Ему уже пришлось отказаться от обильных банкетов за счет казны. А теперь очередь дошла до особняков, приобретенных неправедным путем. Функционеры распродают недвижимость. По мнению эксперта, КПК поставила задачу не просто наказать разложившиеся кадры, но и сократить разрыв между богатыми и бедными.
Если бы требовалось подтверждение тому, что политика правительства непосредственно влияет на экономику, то пример дает Китай. Атака Пекина на любителей провести пару-тройку дней в отличном отеле и хорошо погулять за счет казны во время деловых совещаний уже отразилась на доходах так называемого сектора гостеприимства.
Раньше хозяева гостиниц неплохо наживались на приеме высокопоставленных гостей, а теперь вынуждены довольствоваться постояльцами поскромнее, пишет ng.ru.
И вот выясняется, что кампания борьбы с коррупцией сказалась и на рынке недвижимости. Дело в том, что чиновники, боясь попасть под прицел следователей Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины, начинают распродавать принадлежащие им квартиры и особняки, причем по заниженной цене.
По сообщению агентства «Синьхуа», в первом полугодии текущего года китайские ведомства по проверке дисциплины и надзорные органы вынесли наказание 84 тыс. нарушителям партийной и административной дисциплины. Это число увеличилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди разоблаченных тузов высокого ранга бывший заместитель руководителя парторганизации автономного района Внутренняя Монголия У Чжихун. Следователи обнаружили, что он владел 33 объектами недвижимости в Китае и одним домом в Канаде. Ключей от его домов было столько, что ими можно было заполнить походный чемоданчик.
А Цай Бина, бывшего чиновника в городе Гуанчжоу, за его тягу к покупке недвижимости в социальных сетях прозвали «дядюшкой Домом». У него было 20 домов. Дела этих двоих функционеров прозвучали, подобно сигналу тревоги среди кадровых работников в провинции. Как пишет газета Wall Street Journal, они теперь боятся покупать роскошные особняки и даже стараются избавиться от тех, что уже имеют. Причем готовы продать их на 5–10% ниже рыночной цены.
В Китае нет общегосударственной системы регистрации недвижимости. Хотя в некоторых регионах существуют ограничения на то, сколько частное лицо может купить домов или квартир. По оценкам риелторов, государственные чиновники владеют 20% роскошного жилья. И прекращение ими приобретений неблагоприятно отражается на рынке недвижимости. Он и так переживает спад. А за первые семь месяцев этого года продажи домов снизились на 10,5%.
Каким образом чиновник, получающий сравнительно небольшую зарплату, ухитряется обзаводиться дорогостоящим жильем? Чаще всего кто-то, заинтересованный в покровительстве, «дарит ему дом. Антикоррупционная кампания должна положить конец этим уловкам», говорит Янь Цзижун, профессор Пекинского университета.
Однако главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Людмила Кондрашева в беседе с «НГ» подчеркнула, что «в ходе этой кампании решается более широкая политическая задача. Руководство страны поставило задачу сократить разрыв между богатыми и бедными. По уровню неравенства доходов Китай едва не догнал США и обошел Россию. У нас бедность более скрытая, она не столь вопиющая, как в западных и северо-западных районах КНР. Лозунг провозглашается – строить социализм с китайской спецификой, а социальные противоречия растут».
КПК рассматривает их как угрозу стабильности и руководству партии. Модный при Дэн Сяопине девиз «Пусть одни обогащаются раньше, чем другие», отброшен. В рамках Государственного совета (правительства) был даже сформирован специальный комитет по перераспределению доходов между различными слоями населения, заключила эксперт.