Российский авторынок валится в пропасть
Машина из средства передвижения вновь превращается в России в роскошьВ последнее время российский авторынок следовал общеевропейской тенденции спада продаж. По данным PwC, хорошие показатели по итогам 2013 года продемонстрировали только рынки США (плюс 7,6% за год), Китая (плюс 15,7%) и Великобритании (плюс 10,8%). В России рынок просел на 5,5%, в Германии — на 4,2%, во Франции — на 5,7%, в Италии — на 7,1. Нынешний год обещает быть еще хуже.
Аналогичные данные приводит и Ассоциация европейского бизнеса. Июнь этого года был ознаменован снижением продаж автомобилей в РФ сразу на 17,3% по сравнению с июнем года прошлого. А за первые шесть месяцев рынок упал на 7,6%. Все это заставило АЕБ скорректировать прогноз по России в худшую сторону, пишет Lenta.ru.
Продажи группы «АвтоВАЗ-Renault-Nissan» по итогам первого полугодия упали на 5,9%. Уровень продаж Volkswagen Group снизился на 8,8%. General Motors Group снизил число проданных машин сразу на 17,5%. По итогам полугодия продажи Lada упали на 15%. Было реализовано 192 808 машин. Вторую по популярности марку — Renault — также стали покупать менее охотно. Удалось продать 96 421 автомобиль, что на 8% меньше, чем по итогам первого полугодия 2013 года. На третьем месте KIA. Автомобилей этой марки было продано 93 973 штуки. Падение продаж составило один процент. Среди популярных марок антирекорды поставили Ford (минус 39%), Peugeot (минус 31%), Suzuki (минус 28%).
Снижение уровня продаж оказывает прямое влияние на благополучие автомобильных компаний. И что самое главное — под удар попадают работники предприятий. Так руководство «АвтоВАЗа» приняло решение сократить каждого пятого работника. Всего в 2014 году завод покинут почти 13 тыс. человек. В апреле компания Ford Sollers сообщила, что с завода во Всеволожске будут уволены 700 человек (около трети персонала) в связи с падением продаж. Также из-за снижения продаж перешли на сокращенный режим работы заводы Nissan в Ленинградской области.
По мнению экспертов, целый комплекс проблем оказывает давление на российский автопром. На вопрос о том, что стало причиной таких серьезных затруднений, автопроизводители отвечают: плохая макроэкономическая ситуация.
Экономическая стагнация снижает покупательскую способность населения. На протяжении этого года индекс потребительской уверенности россиян уверенно располагается в отрицательной зоне. По данным Росстата, в первом квартале он составлял минус 11%, во втором — достиг минус 6%.
Кроме того, падение курса национальной валюты подстегивает цены, и автомобили дорожают. Даже те, которые собираются в России. Они не могут обойтись без импортных деталей. Закупочная цена в рублях растет, растет и конечная стоимость машин. В феврале на 5% подорожали автомобили Chevrolet и Opel. «АвтоВАЗ» в марте объявил о повышении цены на свои машины в среднем на 2,8%. В мае Renault поднял цены на весь модельный ряд, за исключением Renault Logan, в среднем на один процент. Автомобили Ford выросли в цене на 2%. Некоторые модели Suzuki стали дороже сразу на 10%.
Еще один фактор, который бьет по кошельку потребителей, — рост сопутствующих расходов, связанных с приобретением автомобиля. Речь идет о страховке и ценах на бензин. Центробанк РФ сообщает, что стоимость полиса вырастет как минимум на 24%. По информации Росстата, в первом квартале 2014 года бензин подорожал почти на 5%.
Удар по автопрому был нанесен и со стороны банковской системы. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2013 году почти половина машин была куплена с привлечением кредитных средств. В этом году показатель может вырасти до 60%. Но банковский сектор сейчас переживает серьезные перемены, поэтому темпы автокредитования замедляются. Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков сообщил «Лентре.ру», что на 1 июля 2014 года объем действующих автокредитов вырос на 22% против роста в 28% годом ранее. А по итогам полугодия банки выдали на 18,8 процента кредитов меньше, чем за аналогичный период 2013 года, пишет Lenta.ru.
В декабре прошлого года Минпромторг свернул программу льготного автокредитования, которая помогла рынку не сорваться в пропасть. Она работала всего полгода, но примерно 10% новых автомобилей было реализовано благодаря ей. Государство субсидировало часть процентной ставки по автокредитам, на это из бюджета было потрачено 8,6 млрд. рублей. На продление программы в 2014 году денег в казне не нашлось и ее закрыли.
Все эти факторы вместе наносят существенный урон российскому автопрому. С российским автопромом не могут справиться даже иностранные компании. И им остается надеяться только на помощь государства. 18 января 2014 года правительство опубликовало данные по субсидиям, которые будут выделены на развитие отрасли. Всего до 2016 года планируется вложить в нее 270 млрд. рублей. Средства пойдут на оплату труда работникам, поддержку гарантийных обязательств по машинам экокласса «Евро-4» и «Евро-5», а также на компенсацию энергозатрат. Этими вливаниями правительство надеется оживить автомобильную промышленность к 2020 году.