Пять трендов трансформируют мировую автоиндустрию
Новый отчет BCG на основе опроса более 9 000 потребителей в 10 странах раскрывает изменения в предпочтениях покупателей автомобилей
Всё больше покупателей автомобилей вместо привычных брендов выбирают электромобили (EV), предпочитают цифровой формат покупки и проявляют интерес к автомобилям китайского производства. Boston Consulting Group (BCG) опубликовало новое исследование «Чего хотят покупатели автомобилей: руководство для автопроизводителей», которое провели совместно с NielsenIQ-GfK. Результаты исследования показали, что автопроизводители смогут завоевать следующее поколение клиентов, если преодолеют недостаток доверия к электромобилям и сформируют новую лояльность с помощью инноваций, предоставляя цифровой опыт, отвечающий ожиданиям более молодых потребителей.
Ключевые выводы отчета:
· Китайские автопроизводители укрепляют позиции на глобальных рынках: 36%
потребителей в Бразилии и от 10 до 20% европейцев готовы рассмотреть покупку
китайского автомобиля.
· Лояльность снижается: около двух третей (63%) европейских потребителей
открыты к смене бренда.
· 71% владельцев электромобилей (BEV) заявляют, что выберут электрокар и в
следующий раз.
· 79% водителей, использующих функции автономного вождения, считают их
полезными. Однако большинство автовладельцев пока не готово к полностью
автономному транспорту.
· Более 40% покупателей до 45 лет готовы приобрести автомобиль онлайн — без
личного осмотра.
«По мере изменения предпочтений клиентов автопроизводители должны предвосхищать спрос и действовать быстро. Просто следовать за рынком недостаточно — его нужно формировать. Лидерами станут те, кто будет слушать потребителей, локализовать продукты и инвестировать в программное обеспечение и технологии», — отметил Альберт Ваас, руководитель экспертной практики BCG по автопрому и мобилльности в регионе EMEA и один из авторов отчета.
Интерес к китайским автомобилям растёт
Китайские бренды уже не просто экспортируют автомобили — они экспортируют конкурентоспособность. Низкие цены и передовые технологии в сегменте электрокаров привлекают внимание потребителей:
· 36% бразильцев готовы рассмотреть покупку китайского автомобиля;
· В Европе доля готовых рассмотреть китайские бренды достигает 10–20%; при
текущей доле рынка всего в 4% это указывает на потенциал роста при условии
устранения недостатков;
· В самом Китае привлекательность иностранных машин как символа статуса
заметно снижается: при текущей доле рынка отечественных авто около 70% уже 85%
респондентов выразили готовность купить китайский автомобиль.
· США по-прежнему остаются исключением: только 7% потребителей готовы
рассмотреть китайскую машину.
Лояльность к брендам снижается
Производители больше не могут рассчитывать на лояльность клиентов. Примерно 63% европейцев готовы сменить бренд при следующей покупке. 34% из них ищут лучшее соотношение цены и качества, а 32% хотят попробовать что-то новое.
По мере снижения лояльности новые бренды, ориентированные на электромобили и на создание ценности, завоевывают долю рынка. Для автогигантов вывод очевиден: наследие бренда больше не гарантирует сохранность доли рынка — её предопределяют инновации и клиентский опыт.
Исключение — Германия, где потребители демонстрируют большую приверженность бренду, чем в любой другой стране, где проводился опрос. Около 50% немецких респондентов заявили, что останутся с тем же производителем.
Интерес к BEV растет, но сопротивление сохраняется
Во всем мире 71% владельцев электромобилей заявляют, что выберут его снова в следующий раз. Тем не менее значительная доля потребителей по-прежнему не спешит - 24% в Европе и 28% в США заявили, что никогда не перейдут на электромобиль. Большинство из них — люди старшего возраста. Например, в США доля таких респондентов среди людей в возрасте 61 года и старше составляет 39%, а среди молодёжи от 18 до 30 лет — лишь 10%.
Согласно выводам BCG, многие потребители переоценивают затраты времени и сложность процесса зарядки, что подчёркивает возможность для автопроизводителей сократить этот разрыв в доверии и ускорить распространение электромобилей.
Автономное вождение – поляризация мнений потребителей
Автономные функции набирают популярность, но отношение к ним остается неоднозначным. 79% водителей, использующих полуавтоматические или высокоавтоматизированные функции, считают их полезными. Даже 45% тех, кто ими не пользуется, согласны с этим. Однако полная автономия вызывает противоречивые мнения: 61% китайских водителей готовы ездить на полностью беспилотных такси, а в США и Европе - 34% и 29% соответственно.
Цифровые ожидания меняют клиентский опыт покупки и владения автомобилем
Дилерские центры по-прежнему играют значимую роль во всех регионах, однако цифровые привычки постепенно трансформируют клиентский путь к покупке. 44% потребителей в возрасте от 18 до 30 лет готовы приобрести автомобиль, не видя его лично, а такие функции как дистанционное обновление программного обеспечения и бесшовная интеграция мобильных приложений становятся безусловным стандартом.
«Изменения идут по всем направлениям: меняются приоритеты потребителей, падает лояльность, китайские бренды выходят на рынок, а электромобили укрепляют позиции. Следующие пять лет заставят OEM-производителей переосмыслить свои подходы к производству и продажам. Бренды должны добиваться успеха, обеспечивая прозрачность, ценность и бесшовный цифровой опыт», — сказал Феликс Штелльмазек, глобальный руководитель экспертной практики BCG по автопрому и мобильности и один из авторов отчета.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.