Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. В мире
  3. Европейская авиация теряет конкурентоспособность?

Европейская авиация теряет конкурентоспособность?

Взгляд IATA на риски и решения

Фото: IATA
Фото: IATA

На ежегодной Генеральной ассамблее IATA был представлен доклад, посвящённый снижению конкурентоспособности авиационной отрасли в Европе. Региональный вице-президент IATA по Европе Рафаэль Швартцман обозначил ключевые проблемы, с которыми сталкиваются авиаперевозчики. Также он представил конкретные шаги, которые необходимо предпринять для сохранения лидерства на глобальном рынке, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Почему конкурентоспособность критически важна

Воздушный транспорт - одна из самых конкурентных отраслей экономики. В странах Европы благодаря прозрачному ценообразованию авиакомпании вынуждены жестко оптимизировать издержки. Любое повышение стоимости, например, из-за налогов или регулирующих сборов, может привести к снижению спроса, сокращению маршрутов и снижению доступности перелётов.

Вместе с тем вклад авиации в экономику Европы в 2023 году был колоссальным: это 15 млн рабочих мест, 1,2 трлн долларов в виде прямого и косвенного вклада в ВВП, в том числе 370 млрд долларов через стимулирование туризма, 280 млрд долларов - прямой вклад отрасли, 330 млрд и 230 млрд долларов - за счёт косвенных и индуцированных эффектов.

Однако эта система оказывается уязвимой перед политикой, снижающей её эффективность.

Основные вызовы и приоритеты

Регулирование прав потребителей (EU261). Текущая редакция регламента EU261, по мнению IATA, не способствует балансу интересов. Его реализация обходится отрасли в 5 млрд евро ежегодно. Организация предлагает сместить порог компенсации за задержки: с 3 до 5 часов для коротких рейсов и с 5 до 9 часов - для дальнемагистральных.

Завышенные экологические расходы (ReFuelEU). IATA подчёркивает необходимость более прозрачного рынка устойчивого авиационного топлива (SAF) и гибкости в механизмах отчётности («Book and Claim»). Также требуется согласование требований между ReFuelEU и схемой EU ETS.

Повышение налоговой нагрузки. Во многих странах (Нидерланды, Франция, Великобритания, Бельгия) наблюдается рост налогов на пассажиров, что негативно влияет на отрасль. Положительным исключением стала Швеция, отменившая налог, поняв его сдерживающий эффект на развитие авиасообщения. Подобное решение обсуждается и в Германии.

Инфраструктурные издержки. Аэропорты, по оценке IATA, следуют принципу: «выигрыш при любом исходе». Они аккумулируют сверхдоходы в благоприятные периоды, но перекладывают убытки на авиакомпании в кризисы. Это приводит к росту тарифов, превышающих доходность самих авиаперевозчиков, несмотря на меньшие риски.

Рост сборов провайдеров аэронавигации (ANSP). В 2024 году сборы ANSP выросли на 25% по сравнению с 2019 годом - на 2 млрд евро, несмотря на то что количество рейсов в Европе снизилось. При этом провайдеры не справляются с задачей по сокращению задержек: с 2013 года ни одна цель по снижению задержек не была достигнута.

Готова ли Европа к росту?

По прогнозам, в ближайшие десятилетия количество авиапассажиров в мире существенно вырастет, особенно на таких рынках, как Индия. Чтобы Европа могла сохранить свою долю в глобальном туризме и торговле, ей необходимо срочно увеличивать пропускную способность - как наземную, так и воздушную.

Решения очевидны: активизация планов по расширению аэропортов, ускорение внедрения инициативы «Единое небо Европы» (Single European Sky), улучшение качества аэронавигационных услуг, отмечается в докладе. 

Конкурентоспособность европейской экономики напрямую зависит от состояния авиационной отрасли. Как подчёркивает IATA, сегодня — момент, когда Европа должна сама взять ответственность за своё авиационное будущее.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в