Ситуация с глобальными цепочками поставок ухудшается - эксперты
Это грозит замедлением темпов роста и ускорением инфляции во всей мировой экономикеНапряженная ситуация в глобальных цепочках поставок, которая начала ослабевать в этом году, снова ухудшается по мере усиления негативных факторов, включающих российско-украинский конфликт и карантинные меры в Китае, пишет агентство Bloomberg. Это грозит замедлением темпов роста и ускорением инфляции во всей мировой экономике, сообщает Интерфакс-Казахстан.
Пандемия COVID-19 в последние два года существеннее всего сказалась на торговых путях между Азией и США. Новые факторы наиболее сильно ударили по Германии, которая в значительной степени зависит от российских энергоносителей и поставщиков из Восточной Европы. Предприятия по всей Европе сталкиваются с нехваткой дизельного топлива и запчастей, а задержки с доставкой грузов через ключевые порты в Северном море, такие как Бремерхафен, увеличиваются. «Мы думали, что Россия - это всего лишь ресурсная история, которая подтолкнет вверх цены на энергоносители. Это сделает цепочки поставок более дорогими, но не разрушит их, - заявил торговый экономист из Кильского института мировой экономики (IfW) Винсент Штамер. - Но ситуация выглядит немного более угрожающей, чем мы изначально ожидали».
По данным компании Interos, более 2,1 тыс. фирм в США и 1,2 тыс. компаний в Европе имеют по крайней мере одного прямого поставщика в России, а общее число достигает 300 тыс. с учетом косвенных поставщиков. «Множество отраслей промышленности зависят от одного и того же сырья, и большая его часть поступает из России, - отмечает главный исполнительный директор Interos Дженнифер Бишелье. - Мы видим огромный каскадный эффект в и без того уже хромающей системе глобальных цепочек поставок».
Помимо этого новые вспышки заболеваемости коронавирусной инфекцией в Китае привели к введению строгих ограничений в городах, являющихся крупными центрами торговли, включая Шанхай. Так, один из крупнейших контейнерных перевозчиков в мире A.P. Moller-Maersk A/S заявил, что некоторые склады в местных портах закрылись на неопределенный срок, и это окажет серьезное влияние на грузовые перевозки. По словам Винсента Штамера, китайский экспорт уже снижается по сравнению с октябрьским пиком. И такая тенденция может сохраниться в течение следующих нескольких месяцев, если Пекин будет придерживаться жесткой линии в борьбе с коронавирусом. Это усилит задержки с доставкой, проблемы с поиском поставщиков и затраты для предприятий.
«В настоящий момент грозовые тучи на горизонте выглядят довольно угрожающе», - заявил главный экономист Citigroup Global Натан Шитс. «Серьезный неблагоприятный удар по поставкам» в результате конфликта на Украине заставил банк ухудшить прогноз роста мирового ВВП в этом году и поднять ожидания для инфляции. «В итоге и без того сложная картина стала еще более сложной», - полагает эксперт.
Глобальная торговля уже ощутила на себе санкции в отношении Москвы и блокировку транспортных маршрутов. По данным платформы для отслеживания цепочек поставок FourKites Inc., российский импорт по всем видам грузовых перевозок за первый месяц конфликта сократился на 62%, а поставки на Украину рухнули на 97%. Хотя на Россию приходится 5% мировых морских перевозок, а на Украину - всего 1%, возник повышенный риск глобального экономического спада.
Экономисты Barclays полагают, что мир вступает в новую эру более высокой волатильности экономического роста и инфляции. Allianz Research предупредила об усилении риска «двойного удара» по мировой торговле в 2022 году - снижения объемов и повышения цен. Лондонская аналитическая фирма в сфере судоходства Clarksons Research на прошлой неделе ухудшила прогнозы для мировой торговли на этот и следующий годы, заявив, что индексы загруженности портов вновь растут, а последние потрясения «усиливают и без того нарушенную систему морского транспорта». Эксперты Euler Hermes (подразделение Allianz Group) видят риски того, что цены на контейнерные перевозки в ближайшее время приблизятся к предыдущим пиковым значениям или даже превысят их, прежде чем вернуться к текущим уровням к концу года. «Стоимость и уровни перегруженности глобальных цепочек поставок, вероятно, останутся высокими на протяжении большей части 2022 года, - полагают они. - Более заметная нормализация может начаться только в 2023 году».