Экспорт услуг как альтернатива утечке мозгов
Опыт алматинской IT-студииМотивом для написания этого материала послужило нарастающее предчувствие войны за трудовые ресурсы на казахстанском IT-рынке. Но как ни удивительно звучит, в сложившейся ситуации отечественный бизнес может даже оказаться в выигрыше.
Наверное, многие согласятся с тем, что главной заботой любого казахстанского айтишника, решившего открыть собственное предприятие, был и остается кадровый вопрос.
Пока в соцсетях разгорается очередной спор о сомнительных госзаказах и о том, сколько денег было выделено на DamuMed, E-learning и Egov, сильных и перспективных программистов переманивают на проекты из-за рубежа.
Даже беглое сравнение уровня зарплат алматинских программистов с теми суммами, которые обещают им компании из России, Украины и Беларуси, говорит о том, что отечественный бизнес платит своим разработчикам в 2-3 раза меньше, чем люди могли бы получать, работая «за кордоном». Мало того, потенциал зарубежного спроса на наши кадры уровня «мидл» и «синьор» (специалисты среднего и высшего звена в IT-иерархии) таков, что может полностью обескровить местную IT-индустрию, переманив лучших специалистов на свою сторону.
Миф о профессиональной слабости местных кадров
В прессе и на сайтах бизнес-изданий о местном IT-рынке принято говорить с некоторой долей скепсиса: мол, казахстанские специалисты качественно уступают своим зарубежным коллегам, и выхода из этого кадрового кризиса вроде нет и не предвидится.
Между тем это явно противоречит той бурной деятельности, которую развернули в Казахстане рекрутеры из ближнего зарубежья. Мы видим, как в Алматы открываются московские, минские, киевские офисы.
Возможно, феномен недооценки местным IT-бизнесом собственных кадровых ресурсов возникает из-за того, что директора и менеджеры оценивают его потенциал не по лучшим представителям, а по основной массе слабоподготовленных ребят, которым еще только предстоит набираться опыта в реальной работе.
На самом же деле беспокоиться следует об утечке за рубеж верхнего слоя специалистов, которые созрели для того, чтобы переключиться на аутсорс. Достаточно взглянуть на HR-сайты и ленты профессиональных чатов, которые переполнены вакансиями компаний уровня Akvelon и Aviasales.
Да, возможно, эти таланты физически еще будут оставаться в Казахстане, но ментально уже не принадлежат своей родине. Сначала они перестанут отчислять налоги в местный бюджет, а потом в один прекрасный день просто бросят страну, которая взрастила и обучила их.
Экспорт против утечки мозгов
Впрочем, даже в ситуации постоянной утечки мозгов отечественные IT-компании могут не просто адаптироваться, но даже получить ощутимую прибыль. И для начала стоит обратить внимание на так называемый экспорт цифровых продуктов.
В Казахстане под словом «экспорт» обычно подразумевают некий материальный актив типа нефти или пшеницы. Между тем программирование — одна из тех новых профессий, которая научилась экспортировать труд своих работников на глобальном уровне. Для простоты давайте взглянем на происходящее со стороны государства, заинтересованного в том, чтобы вернуть инвестиции, которые были вложены в каждого гражданина путем воспитания, образования, лечения и т.п. Для этого представим себе разработчика программных продуктов из России, которому удалось выйти на международный уровень и подписать контракт с заказчиком из США.
Ради снижения издержек фирма начинает активно рекрутировать программистов со всех стран бывшего Союза, в том числе из Казахстана. За довольно хорошее, конечно, вознаграждение.
Действительно, по данным международной рейтинговой компании Clutch, часовая ставка специалистов топовых IT-компаний из стран бывшего Союза может доходить до 50-100 долларов США. При этом работникам на «удаленке» они платят 20-25 долларов в час, что очень привлекательно для ребят, неизбалованных такими ставками у себя на родине. То есть маржинальность данного бизнеса может достигать 70% в пересчете на одного работника!
Такой подход к найму «интеллектуальных гастарбайтеров» выгоден и для российского бюджета, который пополняется за счет налогообложения столь активных экспортеров программных продуктов. Единственная проигравшая сторона в данном примере — местные компании, которым сложно конкурировать на внутреннем рынке с зарубежными интервентами.
Как научиться зарабатывать на экспорте IT-продуктов
Теперь представьте себе казахстанскую компанию, которой тоже удалось выйти на международный рынок с достойными экспортными продуктами. У нее сформирован портфель хороших заказов, осталось лишь нанять разработчиков под каждый проект.
Вместо того чтобы выбрать путь наименьшего сопротивления, собирая команду временных работников из стран СНГ, условная отечественная компания решается взять в штат местных программистов. Чем такая схема выгодна для страны в целом и для каждого квалифицированного программиста в частности? Да хотя бы тем, что работодатель и его работники получают высокий доход и платят с него соответствующие налоги.
Вдобавок рядовые программисты остаются лояльными игроками в своей отрасли, не ослабляя ее уходом на интернациональные рынки. Работая в местных компаниях, они сохраняют тем самым человеческий капитал в масштабах всего Казахстана.
При этом конкуренция за людские ресурсы в международной «цифровой» экономике разворачивается нешуточная. Несмотря на двухлетний мировой стресс в виде пандемии, аналитики предсказывают рост мировых расходов на IT на 8,4% уже по итогам 2021 года. А это значит, многочисленные подрядчики будут рыскать по всем странам, переманивая для своих проектов лучшие мозги. В этом свете экспорт труда местных программистов становится не просто перспективной бизнес-моделью, а способом противостоять интервенции зарубежных работодателей.
С чего следует начинать «экспорт мозгов»
Казахстанским IT-компаниям стоит попробовать себя на рынке аутсорсинга стран ближнего зарубежья. И шаг за шагом, нанимаясь на субподряд, формировать портфолио.
Сроки расширения горизонта бизнеса зависят от множества индивидуальных факторов. Автору статьи понадобился почти год на создание достойного портфолио и устойчивой команды. Но усилия того стоили – в 2022 году четверть портфеля заказов планируется заполнить проектами из таких стран как США. С выходом на серьезных заказчиков даже в маленькой компании появится достаточно ресурсов, чтобы предлагать людям именно тот уровень зарплаты, который они считают достойным для столь престижной профессии.
Такой подход неизбежно потребует от директоров IT-компаний выбора определенного пути развития. Нельзя быть хорошим в различных направлениях одновременно — придется искать для себя адекватные технологические ниши и стеки. К примеру, для одних это будет электронная коммерция, для других — медицинские и образовательные технологии, для третьих - «интернет вещей»...
А еще нужно быть готовым к радикальному переосмыслению модели кадровой работы. Если в эпоху цифрового неравенства люди зачастую не подозревали о своем потенциале с точки зрения международного рекрутинга, то нынче любой «мидл» (специалист средней квалификации) может запросто оформить профиль в LinkedIn и начать охоту на зарубежного работодателя.
Это означает, что при найме хороших талантливых ребят придется выработать некий мотивационный пакет убеждения, который выставит местную компанию в лучшем свете. Безусловно, главный аргумент — это уровень заработной платы, который не должен быть существенно ниже того, что обещает любой зарубежный рекрутер.
Вторым сильным козырем, как ни удивительно, может стать обещание карьерного роста. В отличие от иностранной компании, которая, скорее всего, не стремится к тому, чтобы заполучить «цифрового гастарбайтера» в штат, казахстанская IT-фирма имеет право обещать человеку ясные перспективы его будущего.
При должном старании можно подыскать еще много аргументов в пользу работы именно в вашей команде. Например, работа на зарубежную компанию неизбежно потребует знания иностранных языков, а у вас достаточно владеть родным языком.
Подумайте над списком этих бенефитов и будьте убедительными в своих обещаниях.
Впрочем, далеко не все представители IT- отрасли разделяют опасения автора. Вот несколько важных высказываний от профессионалов рынка, которые видят проблему в ином свете.
Деньги никогда не должны быть мотиватором №1
Максим Толмачев, основатель IT-компании Re:point Software
Стимулировать и привлекать таланты можно через сложные вызовы, через суперкоманду, через высококлассных менторов, через ценности компании, через простое человеческое отношение, в конце концов.
Что касается ставок, в среднем у нас они еще достаточно низкие. Это позволяет хорошо зарабатывать, если команду иметь в Казахстане, а работать на западных клиентов (США, Западная Европа, например).
Есть еще общая проблема рынка — отсутствие достаточного количества разработчиков, которые получили опыт в больших серьезных софтверных компаниях.
Думаю, что в дизайне (UI/UX, 3D, Motion) у нас есть хорошие возможности «стрельнуть». Это может быть дизайн интерфейсов, анимация или дизайн контента.
Таланты у нас растут как трава — их не растят, только собирают
Данияр Супиев, CTO в компании Alem Research
Я лишь отчасти соглашусь с тем, что интервенция зарубежных работодателей может привести к истощению рынка IT-кадров. Зарубежные компании заинтересованы в казахстанских разработчиках больше в роли аутсорсеров.
Казахстанские же компании отбирают тех разработчиков, которые хотят работать над продуктом долго, осознавая, что разработка — это только один из этапов жизни проекта. В общем, мы с ними ищем разных людей, и опыт показывает, что программисты из второй группы не могут долго работать в аутсорсе.
Как мне кажется, более реальную угрозу истощения кадров представляют компании-«пылесосы» и некоторые банки, которые набирают по несколько сотен разработчиков, но при этом используют их неэффективно. «В моменте» они сильно портят рынок, не только высокими зарплатами, но и просто тем, что нанимают буквально всех разработчиков с рынка.
Возможности растить талантливых программистов есть, но системно ими мало кто пользуется. Это похоже на переход от собирательства к земледелию: он требует изменения культуры потребления и принятия ответственности за состояние рынка как компаниями в отрасли, так и профессиональным сообществом.
Интервенция рекрутеров — это новые возможности для нас
Азат Есенов, управляющий партнер Maxinum Consulting Group
Да, мы отмечаем всплеск вакансий на удаленную работу от работодателей Москвы и Санкт-Петербурга, но я бы не стал преувеличивать этот фактор. Дело в том, что даже без такой интервенции молодые талантливые ребята сами стремятся найти работу за рубежом. Да и в целом, кроме угроз, рост конкуренции рекрутеров на местном рынке труда подстегивает нас на поиск новых возможностей.
Например, мы перешли к тактике взращивания будущих разработчиков путем обучения и трудоустройства наиболее перспективных студентов 3-4 курсов казахстанских вузов. Данный подход уже оправдывает себя в нашем бизнесе аутсорсинга услуг IT-подразделений для зарубежных компаний.
Можно пойти дальше и рассмотреть такую перспективу как реэкспорт кадровых ресурсов со всей Центральной Азии. В этом случае Алматы может взять на себя роль регионального хаба, аккумулирующего HR-возможности наших ближайших соседей — Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана.
Адмет Акхтер, основатель Akhter Studios
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.