Багдат Мусин: Нужна «генеральная уборка» IT-систем
Министр рассказал о развитии «Цифрового Казахстана», электронной торговле и работе eGov.kzИзменится ли видение «Цифрового Казахстана», какие сложности возникают при развитии электронной торговли и телемедицины, из-за чего происходили сбои в работе eGov.kz, а также что делается для продвижения местного IT-рынка. Об этом и многом другом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин.
- Багдат, хотелось бы знать, как с вашим приходом изменится стратегия «Цифрового Казахстана»? Что нового вы намерены привнести в нее?
- Я ожидал подобного вопроса. Прежде всего скажу, что стратегия «Цифрового Казахстана» – это не тот документ, который можно просто изменить или переписать.
Начало было положено еще при подписании Елбасы Закона о цифровой подписи, об электронном документообороте, о том, что Казахстан будет цифровым государством.
Мои предшественники проделали большую работу, которая сегодня получила международное признание. В рейтинге ООН мы входим в топ-30 лучших стран мира по цифровизации.
В настоящий момент моя основная задача – сформировать качественные механизмы для решения проблем, которые обнажила пандемия.
Если отвечать на вопрос, что же нового мы привнесем, то это будет тесное сотрудничество с ИТ-рынком и бизнесом. Многие проекты мы планируем реализовать не за государственные деньги, а за счет партнерства с бизнесом или по сервисной модели.
Это не инновация, а наш масштабный подход к подобной модели сотрудничества государства и бизнеса, который позволит развивать «частный рынок», предоставлять услуги на более качественном уровне. Таким образом, моя главная цель – сделать услуги удобными, понятными и доступными для населения страны.
- Как развивается электронная торговля в Казахстане? Какие сложности возникают в процессе?
- Электронная торговля в настоящий момент достаточно успешно развивается. Но несмотря на это, мы знаем, какие сложности возникают и как поддержать IT-компании. Во-первых, предоставить им доступ к финансированию – к венчурному (оно во многом способствует развитию IT-предприятий), а также к банковскому. Во-вторых, необходимо помочь рынку с логистикой – открыть доступ к большим складам, что позволит расширить зоны доставки.
Долгое время IT-компаниям не были доступны гранты и кредиты «Байтерека», а «Даму» финансировались проекты, не связанные с IT. Сейчас мы обсуждаем возможность реализации проектов для этого сектора предпринимательства. Я убежден, что решение данного вопроса станет хорошим триггером для появления новых успешных проектов, которые в будущем могут стать «единорогами».
- А что касается онлайн-медицины? Помню, были проблемы при интеграции интернет-магазинов с телемедициной и предоставлении онлайн-рецептов. Принимает ли в этом участие Минздрав?
- Это своевременный вопрос. Телемедицина – способ получить консультацию, назначение врача онлайн через любое устройство. Она уже активно используется в Казахстане. Возможности для развития подобных сервисов в стране есть: первое – связь, второе – спрос. Например, в Караганде активно используют мобильное приложение Damumed, завоевавшее определенную популярность на рынке.
Вообще, я уверен, у телемедицины большое будущее. Я думаю, что со временем появятся различные датчики на теле, измерительные приборы и т.д., которые будут подключаться к телефону и передавать онлайн более подробную информацию врачу о нашем с вами состоянии.
Что касается второй части вопроса, то наше видение с руководством министерства здравоохранения таково: необходимо перенять опыт телемедицины. Для решения этой задачи следует провести большую домашнюю работу, проанализировать все информационные системы Минздрава, а их более 50, и уже после провести интеграционные работы с так называемым центральным шлюзом. Сейчас наша с Минздравом цель – довести интеграционные системы до совершенства. Нужна большая «генеральная уборка» IT-систем. Этот вопрос мы не решим быстро, процесс должен занять определенное время.
- А что касается вывода сельхозпроизводителей в онлайн, насколько реалистично будет организовать логистическую базу и внедрить сопутствующие сервисы?
- Есть предположение отдельных экспертов, что государство должно создать торговую площадку, а я скажу – нет, мы не будем этого делать. Почему? Потому что это могут сделать несколько частных платформ, которые ориентированы на продажу сельхозпродукции. Я мечтаю, чтобы человек, сидя в городе, мог заказать что-либо из аула и быть уверенным, что ему доставили свежие продукты (мясо, молочку, овощи), как говорится – «прямо с грядки». Для этого должна быть выстроена грамотная логистика. Пока не во всех аулах страны решен вопрос со связью – именно это на сегодня является главной целью операторов связи.
В частности, операторы работают по двум моделям организации связи в сельских населенных пунктах: проект «250+» и «ВОЛС на село». Напомню, что первый проект – уникальная модель «шейринга» своих возможностей. Он позволит получить доступ к связи селам с населением 250 человек и более. В рамках данного проекта операторы смогут использовать конструкции друг друга для развертывания покрытия в том или ином поселке. Это позволит им экономить значительные средства, а нам получать связь всех операторов в одном населенном пункте. Проект будет реализован по принципу предоставления мобильного интернета по технологии 3G и 4G, завершится до конца текущего года. Он охватит 928 сельских и отдаленных населенных пунктов по стране, а это более 601 тыс. человек в зоне покрытия связи 3G и 4G.
Что касается «ВОЛС на село», то в рамках данного проекта уже проложили 20 тыс. км «оптики» по стране, подключили 3,5 тыс. государственных объектов (акиматы, больницы, школы). Суммарно проект должен охватить 2,4 млн человек по всей стране.
Мы понимаем и верим, что решенные инфраструктурные вопросы позволят создавать новые бизнес-модели онлайн-торговли, а также обеспечить выход на большие рынки для сельского предпринимателя.
- Известно, что из-за пандемии коронавируса многие процессы получения госуслуг и посещения ЦОН были изменены и выведены в режим онлайн. Сегодня мы наблюдаем проблемы в работе eGov.kz. Что послужило их причиной и какие шаги предпринимаются для того, чтобы их решить?
- На самом деле, проблемы работы eGov возникли не от того, что система плохая, повторюсь, подобные явления наблюдались практически во всех странах. В период пандемии выявилось то, что не было заметно ранее. Причина сбоя не всегда зависит от информационной системы eGov, зачастую сбои фиксируются на стороне того или иного ведомства.
В то же время ситуация позволила eGov понять и принять новую модель предоставления услуг. Очень важно, чтобы конечный потребитель понимал, что вывод одной услуги на экран смартфона или компьютера – это большой труд команды сотрудников АО «НИТ», связанный с корректной интеграцией разных информационных систем нескольких ведомств.
Первые шаги в этом направлении сделаны - коллабрация с kaspi.kz. Важно понимать, что eGov на самом деле – это площадка, где предоставляется больше 300 услуг. Это много.
Изначально перед нами стояла задача перевести все в онлайн, поэтому где-то страдало качество. При этом данную площадку нельзя сравнивать с любой другой, например с банками. В свою очередь банк «оттачивает» одну услугу годами, для того, чтобы ее преподнести грамотно с точки зрения сервиса, маркетинга и т.п. Мы же должны предоставить большой массив разнонаправленных услуг одновременно в сжатые сроки для разных целевых аудиторий.
Именно поэтому мы привлекаем таких игроков, как kaspi.kz или БВУ, которые хотят участвовать в этом процессе и могут выводить госуслуги на свои площадки.
Бизнес может применять свои наработанные компетенции в реализации госуслуг и тем самым сделать этот процесс более комфортным для конечного пользователя.
- Очевидно, что цифровизация приводит к сокращению рабочих мест. Как этот вопрос будет решаться?
- Цифровизация не только сокращает рабочие места, но и предоставляет новые места и возможности. Есть много примеров: UBER, «Яндекс», другие сервисы доставки еды и т.п. Каждому нужно принять, что мир изменился. В наше время важно учиться каждый день, использовать, например, принцип lifelong learning, получив одну специальность, учиться чему-то новому. Для того чтобы быть конкурентоспособным, уже сейчас приходится изучить не одну, а четыре специальности. Это становится нормой – реальностью, в которой мы живем.
- Что делается для развития местного IT-рынка, ведь пандемия во всем мире подвигла большой рост многим цифровым проектам. Есть ли такие прорывные проекты в Казахстане?
- Как бы это странно ни звучало, но благодаря пандемии выявились не только проблемы, но и где-то выстрелили проекты. Та же телемедицина не появилась и не развилась бы так быстро. Более скрупулезно начали изучать многие вещи и обратили внимание на Минздрав и все его информационные системы.
Как грибы выросли интернет-магазины, например, arbuz.kz вышел на рынок Нур-Султана, хотя до пандемии, насколько мне известно, у ребят не было таких планов.
Безусловно, мы будем поддерживать местные проекты. Например, сегодня мы создали реестр программного обеспечения местных игроков, который проходит определенные этапы проверок как у нас, так и у специализированных организаций. Что дает этот реестр? Госорган прежде чем объявлять закупку, обязан посмотреть наличие ПО в реестре и только в случае, когда не будут обнаружены подходящие требования, он имеет возможность объявлять конкурс на иностранные решения. Далее, мы хотим продвинуть этот реестр на предприятия квазигоссектора, чтобы и они закупали ПО преимущественно из реестра, тем самым поддерживая развитие местных компаний.
- Как вы оцениваете экспортный потенциал казахстанских цифровых решений? Существуют ли уже конкретные примеры выхода на экспорт?
- Для выхода на экспорт мы должны сначала создать армию ИТ-специалистов из стотысячной базы. Наша общая задача – подготовить высококвалифицированные кадры. Не так как сейчас – диплом ради диплома. Необходимо усилить факультеты всех вузов новой конкурентоспособной программой, перенять и внедрить уроки программирования, которые позволят нашим ребятам получить образование без четырехлетнего обучения, без преподавателя теоретика. Уже есть такие прецеденты – школы «Алем», «Квант». В настоящий момент проводится работа по присвоению определенного статуса подобным школам, что даст возможность студентам получать сертификат или диплом, позволяющий трудоустраиваться.
Помимо этого, необходимо привлекать BIG TECH-компании, которые научат наших стартаперов своим методам работы. Надо понять, что IT-рынок – это, во-первых человеческий капитал.
Безусловно, необходимо продвигать фриланс-экономику, чтобы наши IT-специалисты начали получать заказы из-за рубежа. Один подобный проект мы уже запустили на днях – акселерационную программу для IT-компаний и фрилансеров Казахстана для выхода на экспорт.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.