Максат Кузембаев: Бизнес должен быть эффективным и удобным для потребителя
Как во время карантина работали разработчики технологий для МСБ и какие решения пользовались спросомТехнологии позволяют вести и контролировать многие бизнес-процессы через смартфон. Если ранее компании постепенно внедряли новые решения в свою работу, то пандемия COVID-19 подтолкнула предпринимателей к быстрому переходу в онлайн. Как во время карантина работали сами разработчики технологий для бизнеса, какие решения пользовались наибольшим спросом и как предприниматели могут быстро перейти в онлайн – об этом корреспонденту «Капитал.kz» рассказал директор по развитию ТОО «Smart Pay» Максат Кузембаев.
- Максат, как пандемия коронавируса сказалась на работе вашей компании?
- Пришествие COVID-19 в Казахстан не стало для нашей компании проблемой, часть команды уже работала дистанционно, мы лишь отправили некоторых ребят (отдел продаж, техподдержка) из офиса по домам. CRM-система, интернет-телефония, панель администраторов, рабочие чаты, все это доступно практически с любого современного смартфона. Единственное, что оставалось задачей для наших менеджеров, так это личные встречи, но и тут наши коллеги из Zoom удовлетворили эту потребность. Планы на начало года были грандиозными, но с введением карантина много предпринимателей, которые не успели приспособиться и внедрить цифровые технологии в свой бизнес, прекратили существование, и мы потеряли часть рынка на 2020 год. Компании, которые смогли побороть страх интернета и 5G, начали активно использовать наши сервисы и значительно увеличили продажи, мы это заметили по частоте транзакции через Smart POS terminal (оплата по ссылке) и новым подключениям кассовых аппаратов с фискализацией данных в ОФД. В реалиях нынешнего времени бизнес должен быть оптимизированным, эффективным и удобным для конечного потребителя.
- Что вы можете предложить предпринимателям, которые сейчас перестраивают свой бизнес под современные реалии?
- Компания Smart Pay является первым отечественным разработчиком технологий для бизнеса. Были первой платежной организацией в Казахстане, которая внедряла платежи с карт благодаря QR code и оплате по ссылке. Мы работаем более четырех лет, обслуживаем более 15 тыс. предпринимателей и компаний по всему Казахстану, в нашем портфеле все необходимые продукты для открытия и ведения своего бизнеса, хотя мы имеем лишь смартфон. Мы можем предложить четыре продукта для бизнеса: платежи с карт, мобильную кассу с фискализацией данных, документооборот с подписью ЭЦП, обязательные и добровольные платежи в бюджет.
В отличие от громоздких и сложных организаций, мы подключаем предпринимателя к приему оплаты с банковской карты за 30 минут, и это было в условиях строгого карантина, когда все сидели по домам и нельзя было покидать свой дом, двор, район. Важно заметить, что личное присутствие необязательно, мы даже отговаривали несколько человек, которые не верили, что все это возможно сделать онлайн. Без затрат личного времени, очередей, рассмотрения заявок, хождения за справками и какими-либо документами.
- Как технически проходят все процедуры в условиях карантина?
- Все, что нам требуется от предпринимателей и компаний для подключения к нашей системе оплат с карт и электронных кошельков spos.kz, это три документа: свидетельство о регистрации, удостоверение владельца компании, банковские реквизиты для зачисления денег.
Необходимость живой подписи в договоре оказания наших услуг отпадает, так как у нас есть продукт podpishi.kz, который позволяет подписывать абсолютно любые документы с помощью ЭЦП, договор мы можем отправить любимым способом наших граждан, на WhatsApp.
- По вашим наблюдениям, за те четыре года, что работает Smart Pay, как изменились рынок и требования ваших клиентов?
- Рынок по поставщикам услуг и сервисов не прекращает рост, а адаптируется под новые вызовы и запросы пользователей. Пользователи в свою очередь дают пищу для размышлений, так как разработчики продуктов не до конца понимают все тонкости ведения того или иного бизнеса. Поэтому для разработчиков важны обратная связь и рекомендации пользователей. Благодаря им продукты становятся «упакованными», и у разработчика остаются база знаний и опыт.
- Во время ЧП и карантина какие ваши продукты пользовались наибольшим спросом?
- Наибольшим спросом по-прежнему пользуются платежи с карт и фискализация данных при наличной оплате. Это значительно разгружает статью расходов компаний на «довоз» фискального чека для покупателя. Фискальный чек мгновенно приходит на email покупателя.
Набирает обороты сервис Podpishi.kz для подписания документов ЭЦП. Объясняется это тем, что во время ЧП нельзя было покидать свой дом, а заключенные договоры необходимо было исполнять, сюда же включился документооборот внутри компаний, так как сотрудники тоже не могли покидать свои дома. Один из наглядных примеров был такой: крупный арендодатель коммерческих помещений во время ЧП объявил для своих арендаторов «каникулы по аренде», и ему нужно было заключить такое соглашение со 150 арендаторами. это означало, что он должен был найти человека, который рискнет объехать 150 адресов по Алматы и области для вручения данного соглашения, также согласовать с арендаторами время, дату и т.д., у многих арендаторов печати остались в их офисах, что еще больше усложняло задачу. Обратившись к нам, он решил эту проблему за два часа. Отправил в общий чат арендаторов ссылку на соглашение о «каникулах по аренде», и арендаторы подписали его со своего мобильного телефона, в котором уже была ЭЦП, открытая на ИП, ТОО. Заказчик был очень удивлен, когда узнал, что он нам не остался ничего должен, потому что он это сделал в рамках бесплатного доступа, который был объявлен нашей компанией во время пандемии с начала этого года.
- Можете привести конкретные цифры по спросу на определенные продукты?
- У нас оборот безналичных платежей увеличился в пять раз за полугодие (в сравнении с 2019 годом). По Spos.kz (прием оплат с банковских карт и электронных кошельков) в январе-июне 2019 года было 800 установок, а за такой же период 2020-го – уже 1 тыс. 350. По продукту Podpishi.kz (подпись документов и документооборот с помощью ЭЦП) за первые полгода было 6 тыс. 399 регистраций, в этом году – 8 тыс. 955 регистраций. Skkm.KZ (онлайн-касса в смартфоне) 985 ККМ установок в прошлом году и 420 – в январе-июне текущего года.
- В чем, по вашему мнению, плюсы и минусы столь стремительного развития электронных платежей?
- Покупательская способность наших граждан стала более прозрачной, так как все безналичные и наличные операции фиксируются в НБ и КГД. Я предполагаю, что НБ увидел прирост по новым компаниям и тем, которые не показывали такие данные в предыдущие годы.
Минусом может послужить следующий фактор: начинающие и мелкие предприниматели ушли в «тень» от налоговой нагрузки благодаря моментальным переводам по номеру телефона от физлица другому физлицу, что, вероятнее всего, будет постоянно портить цифры в отчетах. Мы все видели в кассовой зоне «таблички, картонки» с номерами телефонов для зачисления денег. Соглашусь, что во многих случаях это очень удобно, но это все равно остается вне закона.
- В таком случае, как работают ваши технологии?
- Мы зарегистрированы как платежная организация в Национальном банке Казахстана и работаем по его правилам и протоколам, оказываем часть некоторых банковских услуг и операций, но даже в нашем случае без банков-партнеров не обойтись. Это связано с высокими требованиями безопасности от регулятора.
- Вспышка COVID-19 внесла корректировки в планы развития вашей компании?
- Планы до конца не подверглись значительным изменениям. Одним из наших вкладов в поддержку казахстанского бизнеса считается пересмотр цен на наши сервисы в условиях пандемии. Мы понимаем, что сейчас нелегко и просим предпринимателей Казахстана не объявлять себя банкротом, ведь нашей стране нужен малый и средний бизнес. В связи с этим до конца этого года мы снизили цену на наши сервисы по приему онлайн-платежей с карт и электронных кошельков Smart POS terminal, а также на ККМ для приема наличных средств с фискализацией данных в ОФД.
- В целом как изменится рынок в посткарантинный период, по вашему мнению?
- Большая часть сфер деятельности может перейти в онлайн, особой подготовки для этого не нужно. Потребители уже привыкли пользоваться: заказом такси, доставкой еды, различных товаров, получать ЭЦП онлайн, регистрироваться и получать пособия на карту. Это несравнимо с двумя годами ранее, где большая часть потребителей пользовались смартфоном только для WhatsApp и смотрели развлекательный контент на YouTube.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.