90% продаж отечественных стартапов осуществляются на внутреннем рынке
О том, какие проекты покоряют рынок РК, рассказал исполнительный директор Astana Hub Адилет НургожинВ международном технопарке IT-стартапов Astana Hub подвели итоги бесплатной программы развития стартапов 7 потока акселерации. По итогам конференции проекты защитили основатели 13 лучших стартап-проектов, сумевшие в разы увеличить продажи своего продукта. О том, какие стартапы покоряют рынок, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал исполнительный директор Astana Hub Адилет Нургожин.
- Адилет, что подразумевает бесплатная программа развития стартапов?
- Здесь не идет речь о финансовой поддержке, скорее о развитии стартап-культуры в стране. Для этого собственно и был создан Astana Hub. В рамках программы для разработчиков стартапов мы предоставляем бесплатные офисное помещение, интернет. Сюда же входят различные образовательные программы в рамках нашей школы стартапов. При этом важно учесть, что мы занимаемся созревшими проектами, которые хотят выйти на глобальный рынок, хорошо продаваться, привлекать внутренние и зарубежные инвестиции. Наша задача – оказывать разработчикам поддержку в этом направлении, вести их проекты до этапа самоокупаемости.
- Расскажите об итогах бесплатной программы развития стартапов 7 потока акселерации.
- Мы получили в общей сложности 175 заявок, из них отобрали 31 проект. Даже на фоне пандемии коронавируса и экономического кризиса к концу акселерации все проекты показали очень хорошие результаты, увеличив собственные продажи до 114 млн тенге.
- Сообщалось, что свои проекты защитили основатели 13 лучших стартапов.
- Дело в том, что не всем отобранным стартапам нужны инвестиции, поскольку на данном этапе не каждый основатель готов к тому, чтобы отдавать долю в проекте инвесторам, ведь никто не будет вкладывать свои деньги на безвозмездной основе. Порядка 13 проектов из 30 оказались готовы к реальному выходу на рынок. Это проекты в области e-commerce, образования, виртуальной и дополненной реальности, финтеха, недвижимости, автоматизации бизнес-процессов.
- Какие проекты уже получили инвестиции?
- Надо понимать, что это не делается за 5 минут. Безусловно, уже есть интерес со стороны инвесторов к определенным проектам. Переговорные процессы, заключение инвестиционных договоров – это конфиденциальные моменты, в которые Astana Hub не вмешивается. Наша задача – свести инвестора с разработчиками стартапа, организовать саму встречу и, грубо говоря, отойти в сторону.
- Какие стартапы наиболее востребованы на рынке сегодня?
- На фоне пандемии коронавируса в тренде проекты по дистанционному образованию, они очень хорошо продаются. Также в стране начинают развиваться стартапы в области fintech. Самым ярким примером является Kaspi.kz. Это наверное один из флагманов fintech в Казахстане. На базе Astana Hub мы помогаем развиваться в этом направлении, есть специальные акселерационные, инкубационные программы. Благодаря позитивному примеру Сhocolife большое развитие получили стартапы в области e-commerce. В секторе «купи-продай» я бы отметил несколько проектов из предыдущего потока – это «СТОgram» и «Toidriver». Есть также новые уникальные продукты, например, «Zanbar» – сервис по поиску юристов. Очень нужная вещь, то, чего раньше не было на нашем рынке.
- Есть заинтересованность в казахстанских проектах у зарубежных инвесторов?
- Заинтересованность есть у русскоговорящих инвесторов, которые в частности принимали участие в нашей последней конференции. Это инвесторы из Узбекистана и России. Тем не менее 90% всех продаж отечественных стартапов осуществляются на внутреннем рынке. Сейчас для нас самое главное – освоить внутренний рынок.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.