«Углеродный след» и рост среднего чека: финтех-тенденции 2020 года
Мировые тренды спускаются на региональный уровеньЗависимость «всех от всех» в глобальной экономике и цифровизация всех процессов приводят к тому, что разделить глобальные и локальные тренды становится все сложнее. Мировые тренды «спускаются» на региональный уровень и унифицируют локальные рынки. В финансовой сфере это очень хорошо видно: например, появление WeChat Pay и Alipay в Китае несколько лет назад подтолкнуло эволюционные сдвиги на западных рынках платежных систем. Глобальный финансовый климат состоит из локальных «микроклиматов» – уникальных комбинаций макроэкономических условий, регуляторных режимов, местных конкурентных сил и поведения клиентов в каждом конкретном регионе. Но большинство даже локальных рынков, включая казахстанский, живет в общем «пузыре» макроэкономики и зависит от общих трендов. Какие они в 2020 году для финансовых технологий?
От прибыли – к росту доходов
В прошлом году банки должны были показать связь понятий
«цифровое лидерство» и «дифференциальная доходность». И им это удалось: цифровая зрелость все чаще влечет за собой рост
производительности, операционной рентабельности и эффективности использования
собственного капитала. Теперь банкам предстоит доказать, что они способны
увеличить и доходы, отбирая долю рынка у технологически отстающих игроков. Как,
например, это происходит в США. «Середнячкам» трудно выживать в одиночку, и
полагаться на цифровое лидерство они не могут. Поэтому в 2020 году мы,
вероятно, увидим больше слияний и поглощений традиционных банков. Тенденция к
укрупнению сектора очевидна и предпосылок к ее изменению нет.
Борьба за платящего клиента
Новые финтех-компании должны будут уже в этом году показать инвесторам большие пулы платящих клиентов. Пользователей финтеха много, но проблема в том, что чаще всего они открывают на новых финтех-платформах только вторичные счета с очень небольшими оборотами. И чтобы инвесторы продолжали верить в революционные финансовые технологии, компаниям придется работать даже не над ростом клиентской базы, а над ростом «среднего чека» с клиента.
Живой сотрудник или искусственный интеллект?
Несмотря на все разговоры об искусственном интеллекте и робототехнике, банковский сектор по всему миру испытывает традиционный недостаток сотрудников с хорошими коммуникативными навыками. Кадровый вопрос остается на повестке дня, а поддержка интеллектуальными механизмами вроде AI лишь поможет сотрудникам выполнять работу качественнее. Важная инновация, которую так или иначе будут апробировать банки – это автоматизированный набор персонала. Проекты по искусственному интеллекту в HR уже вышли из стадии стартапов, и компании активно внедряют такие решения.
Акцент на доверие
В рамках концепции Open Banking регуляторы обсуждают с банковским сообществом вопрос прав пользователей на свои данные. Австралия, Бразилия, Гонконг и в перспективе Канада намерены предоставить клиентам контроль над тем, как и куда передается их личная информация. И это только начало. Банкам придется доказать, что данные клиентов в безопасности и используются для улучшения их финансовых показателей.
Ценности за пределами финансовых отчетов
Экономический форум в Давосе отразил тенденцию глобальных элит к пропаганде новых ценностей – прежде всего, экологических и социальных. В Европе многие банки уже сделали сокращение «углеродного следа» частью корпоративной стратегии. 2020 год покажет, станут ли лозунги реальными действиями, а главное – может ли стремление к социальной ответственности перевесить в глазах акционеров прибыль. Пока вряд ли. Но постепенную смену модели потребления, к которой призывают все больше политиков и активистов по всему миру, придется учитывать.
Вместо комиссий
Комиссионные доходы крупных банков падают: если в 2004 году в США они составляли 46% от доходов банков, то теперь – меньше 30%. При этом зависимость от комиссий сохраняется, например, в Великобритании сборы за пользование овердрафтом составляют треть всех операционных банковских доходов: по сути, это доход на неграмотных финансовых решениях клиентов. И финтех, и технологические гиганты пользуются этой ситуацией: они предлагают своим пользователям бюджетные краткосрочные кредиты, а искусственный интеллект помогает избежать ненужных задолженностей и штрафных платежей. Вопрос 2020 года – когда банки решатся отказаться от этих «неправедных» доходов, чтобы вернуть себе клиентов, ушедших к новым игрокам рынка, которые не штрафуют за нарушение грейс-периода? И чем они возместят потери этих доходов?
Проблема качества кредитов
Качество глобального кредитного портфеля ухудшается. О том, что этот снежный ком плохих активов может вызвать лавину рецессии, пока речи нет, но интересно, что структурные изменения в отрасли влияют на эту динамику. Например, на рынке США небанковские финтех-компании держат большинство как двусторонних, так и синдицированных кредитных активов. И как эти огромные небанковские активы проявят себя в условиях даже небольшого макроэкономического спада, пока непонятно: если поведение банков по отношению к плохим кредитным активам еще можно прогнозировать, то влияние на макроэкономику таких активов, находящихся под контролем небанковских игроков, абсолютно непредсказуемо.
Цифровые валюты
До сих пор широкое распространение криптовалют как официального платежного средства было почти невозможно из-за жесткой регуляции, но 2020 год может изменить ситуацию. Китай уже готов распространять цифровой юань через коммерческие банки и мобильные кошельки. Национальную токенизированную валюту будет выпускать китайский Центробанк. Безусловно, это послужит триггером и для остальных регуляторов.
Пусть расцветают сто цветов
В финансовый мир приходят новые игроки с бизнес-моделями, отличающимися от традиционных банковских. Будь то узкоотраслевые компании типа Revolut,полностью цифровые банки как британский Handelsbanken или инновационные сервисы для инвесторов как Atom Finance, они играют по другим правилам, чем классические «банки с отделениями». Это вызывает путаницу со стороны как регуляторов, так и участников рынка. Поэтому одна из задач 2020 года для рынка – разработать хоть какую-то первичную таксономию новых игроков финтеха.
Антон Мусин, управляющий директор Accenture в России и Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.