Как работает биометрическая идентификация

Зарубежный опыт

Биометрическая идентификация – это технология, которая позволяет распознать личность человека по изображению лица, отпечатку пальца или голосу. Благодаря ей можно, например, открыть банковский счет или зарегистрироваться в шеринговой системе, не выходя из дома. Выгодны такие системы не только обычным пользователям, но и бизнесу: биометрическая идентификация уменьшает расходы, сокращает время обслуживания клиентов, защищает от мошенников, оптимизирует бизнес-процессы и увеличивает прибыль.

Если раньше подобные системы нельзя было применить технически, то сегодня биометрическую идентификацию внедряют компании с разных концов света.

Канада

В конце 2017 года канадский стартап Securekey Technologies Inc. запустил систему удаленной (биометрической) идентификации Verified.Me. Проект, созданный на основе технологии блокчейн, сразу заинтересовал крупнейшие банки страны, телекоммуникационные и кредитные компании, а также правительственные учреждения.

Благодаря этой системе сегодня канадцы могут, не выходя из дома, получить банковские услуги, просмотреть медицинские записи, застраховаться, купить бытовую технику и пользоваться государственными услугами. Для удобства пользователей стартап запустил единое мобильное приложение, через которое происходит авторизация в компаниях-партнерах проекта. При этом пользователь сам решает, с кем обмениваться персональными данными, а с кем – нет.

Среди партнеров проекта Королевский банк Канады, Банк Торонто-Доминион, Банк Новой Шотландии, Канадский имперский коммерческий банк, Национальный банк Канады и Санлайф Файненшл, крупная североамериканская страховая компания. Благодаря Verified.Me компании оптимизируют свои расходы и сокращают время обслуживания клиентов.

Нужно отметить, что внедрение систем биометрической идентификации в стране происходит благодаря концепции, разработанной Канадской ассоциацией банкиров. Главная задача этой концепции – упростить доступ к финансовым услугам для граждан, а также защитить их личные данные от мошенников.

Страны Балтии

Одна из первых систем удаленной идентификации в Эстонии появилась еще в 2002 году. Общегосударственный проект ID-kaart позволял жителям страны проходить идентификацию в интернете, подписывать электронные документы, участвовать в электронном голосовании, пользоваться услугами банков, а также государственных учреждений.

В 2017 году в Эстонии появился другой идентификационный инструмент – Smart-ID. Механика его работы похожа на ЭЦП: пользователю нужно установить мобильное приложение, зарегистрировать учетную запись, после чего он сможет получить доступ к различным услугам: интернет-банкингу, страхованию, государственным и коммерческим услугам, пенсионным счетам, услугам в области здравоохранения и даже образовательным платформам.

Только за первые два месяца система удаленной идентификации привлекла больше 100 тыс. пользователей в Эстонии, а на данный момент ей пользуются более 2,5 млн человек в странах Балтии.

Австралия

В 2013 году правительство Австралии учредило специальную комиссию для изучения современных финансовых систем. Ее цель – разработать меры для экономического роста страны. Уже в следующем году комиссия рекомендовала разработать национальную стратегию цифровой идентификации, потому что подобные технологии наилучшим образом отвечали современным требованиям цифровой экономики. Тогда же был разработан стандарт надежной цифровой идентификации (Trusted Digital Identity Framework), который, помимо прочего, отвечает за то, чтобы такие технологии были безопасными по отношению к пользовательским данным.

Работа по внедрению систем удаленной идентификации затронула не только коммерческий сектор, но и государственный. Так, в стране разработали систему Govpass, благодаря которой жители страны могли пройти идентификацию в государственных службах. Чтобы зарегистрироваться в системе, нужно было предоставить персональные данные и документы, удостоверяющие личность. Система сравнивала реальную фотографию человека с фотографией на документах, после чего предоставляла ему возможность проходить аутентификацию на сайтах правительственных организаций и предприятий.

Подобные системы используют и коммерческие организации, например, банки. Правда, в этом случае для того, чтобы предоставить онлайн-услуги пользователям, банковские системы сверяют пользовательские данные с информацией из бюро кредитных историй. Если данные из разных баз совпадают, клиенты получают возможность, например, открыть банковский счет или оформить страховку онлайн.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии пошли таким же путем. Для этого создали цифровую платформу RealMe, которая позволяет гражданам получать доступ ко всем данным – от медицинских карт до водительских удостоверений. Чтобы зарегистрироваться в системе, пользователям – через сертифицированные фотостудии – нужно предоставить свои фотографии и документы, удостоверяющие личность. После того как регистрация будет завершена, можно получать доступ к государственным и банковским услугам, страхованию и пенсионным отчислениям, а также голосованию.

Через учетную запись RealMe жители страны могут зарегистрироваться в Facebook и Google. Кроме того, система обеспечивает доступ молодым родителям к данным о рождении ребенка и различным сервисам, связанным с этим. Система также позволила автоматизировать процесс выхода на пенсию, благодаря чему людям, достигшим 65 лет, автоматически начинают выплачиваться пенсионные платежи. Поэтому пенсионерам даже не нужно никуда ходить, чтобы оформить документы.

Чтобы обеспечить безопасное хранение пользовательских данных, в стране создали агентство, которое контролирует доступ компаний к системе верификации личности граждан. Защита этих данных – главный приоритет в работе системы.

К чему идет Казахстан

В реальности примеров использования биометрической идентификации гораздо больше. Такие технологии постепенно захватывают различные области по всему миру – в США, Европе, Китае, Японии, странах Ближнего Востока и Латинской Америки. Даже в соседней России внедрение биометрических технологий уже не модный тренд и «игрушки» для стартапов, а обязательное условие для развития банковской сферы.

Пусть сценарии использования биометрической идентификации отличаются в разных странах, как и подход к их внедрению, одно остается одинаковым повсюду: понимание того, что такие технологии – следующий этап эволюции бизнеса и его взаимоотношений с пользователями.

Радует, что это понимание постепенно приходит и в Казахстан. В 2019 году сразу несколько крупных компаний в стране внедрили биометрию в свои продукты. Уверен, в следующем году таких компаний и сервисов станет еще больше. Например, наша команда создала платформу для биометрической идентификации за 9 месяцев. Сейчас мы активно запускаем пилотные проекты с партнерами из всех сфер бизнеса.

Конечно, пока казахстанские компании активно перенимают зарубежный опыт и учатся на успешных кейсах. Однако через несколько лет, считаю, нашим бизнесменам будет, чем похвастаться. Учитывая, что биометрические технологии становятся проще и доступнее, а на их внедрение в бизнес не нужно тратить миллионы долларов и годы разработки, получить преимущество будет достаточно легко. Нужно только начать.

Владимир Меркушев, руководитель продукта казахстанской системы цифровой идентификации Digital ID

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤