Оцифровка логистики – тренд или необходимость?
Как цифровизация сферы транспорта отразится на бизнесеРазвитие транспортно-логистического сектора имеет огромное значение для экономики. Чтобы компании этой сферы могли повысить конкурентоспособность своей продукции и снизить ее себестоимость, им необходимо использовать инновации. Эксперты международной транспортно-логистической группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрий Лагун и Маргарита Дядяева рассказали о важности оцифровки транспортно-логистических услуг, первых результатах и как это поможет бизнесу в будущем.
На вопрос о том, почему возникла необходимость оцифровки бизнеса в транспортной и логистической сфере генеральный директор группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрий Лагун ответил так: «Digitalisation – это устойчивый современный тренд. Информационные технологии привносят новые подходы в ведение бизнеса, в том числе и в логистику. Мощные сервера, Big Data, облачные технологии в хранении и обработке массивов данных, электронные метки, GPS-слежение — все это сегодня обеспечивает прозрачность движения товаров в цепях поставок. Одна из конечных целей в логистическом бизнесе — поднять конкурентоспособность своей продукции. Другая — снизить себестоимость услуг за счет исключения неэффективного простоя логистических активов. Актуальные решения для достижения этих целей — автоматизация процессов с помощью искусственного интеллекта и алгоритмов. За счет однократного ввода информации в систему, используемой участниками block chain, исключаются ошибки ручного ввода информации».
Кроме того, он считает, что в междугороднею логистику следует внедрять безбумажный документооборот. В международных товаропотоках нужно добиваться обмена информацией между таможнями ЕС, ЕАЭС и Китая, а также между железнодорожными станциями разных стран. Кроме этого, нужна достоверная корреляция переводов в мультиязыковой обработке информации (особенно кодировка товаров ТН ВЭД). Эта необходимость – возможность для внедрения современных технологий, повышения конкурентоспособности в экономике.
- Как цифровизация сферы транспорта отразится на бизнесе? Увеличит ли это прибыль бизнеса?
- В конечном итоге цифровизация должна способствовать росту прибыльности бизнеса, оборачиваемости активов или увеличению объемов продаж. Сегодня происходит переход от классических моделей сотрудничества People2People к моделям Machine2Machine. Приходится много инвестировать в выстраивание таких моделей и систем. Растет конкуренция с большим количеством стартапов, которые привлекают сотни миллионов инвестиций на внедрение технологий. На начальном этапе молодые предприниматели не слишком заботятся о рентабельности привлеченного капитала и могут себе позволить работать в минус. Однако это инвестиции в будущее, где вне цифровых моделей нельзя будет заниматься бизнесом.
- Как в России работает цифровизация сферы транспорта?
- В транспортной отрасли России, в первую очередь, произошла виртуализация пассажирских перевозок: покупка билетов через интернет, отслеживание расписания и планируемого времени прибытия (ЕТА) в режиме реального времени. В грузоперевозках также внедряется возможность слежения за местонахождением груза. Благодаря системам GPS и Глонасс открывается Track&Trace по отправкам, рассчитывается ЕТА. Курьерские и экспресс-посылки задают здесь тренд. Каждый человек, который купил товар через е-commerce платформу, следит за процессом доставки заказанного товара. С помощью новых технологий автопредприятия управляют режимом труда и отдыха водителей, режимом работы двигателя, движением транспорта в режиме онлайн. Государство автоматически взимает платежи за проезд по дорогам. Таможенное декларирование товаров уже тоже доступно в электронном виде. Безбумажный документооборот, включая фискальные операции, стал нормой. Такие условия приводят к прозрачности бизнеса и борьбе с коррупцией.
- Какую страну вы считаете наиболее прогрессивной с точки зрения цифровизации логистики? Приведите, пожалуйста, пару наглядных примеров этого или прошлого года.
- Я не знаком со спецификой всех стран, но хочу отметить достижения в этой сфере США и в частности Силиконовой долины. Здесь появляются и стартапы в сегменте морских линий с моделями работы онлайн через букинг-платформы, и системы слежения за местонахождением контейнеров, посылок, а также безбумажный документооборот: Flexport, Freightos, Uber Freight.
Стараются не отставать Франция, Германия, Польша. Мы сотрудничаем с такими платформами как Transporeon, Shippeo, Trans.eu, Timocom. В российском Сколково тоже идут в ногу со временем. Если рассматривать отдельные отрасли, то сегмент авиа, конечно, задает тренд. IATA давно обеспечивает прозрачность и безопасность авиаперевозок в централизованной системе управления данными. Без качественной электронной системы нельзя работать в отрасли. Курьерские и экспресс-доставки показывают пример прозрачности и дигитализации. Железнодорожные операторы также используют различные цифровые решения, но неэффективно обмениваются информацией в рамках международных перевозок. Морские линии выстраивают институты и платформы цифровизации грузопотоков на глобальном уровне. Автомобилисты не отстают. Для логистики внутри страны, конечно, проще все это внедрять. Для международной логистики многое зависит от межгосударственных союзов и их роли в стандартизации и унификации информационных потоков, в обмене информацией между таможенными и фискальными органами.
В свою очередь директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита Дядяева рассказала, как в Казахстане оцифровывается бизнес в сфере транспорта.
«Казахстан идет в ногу со временем, внедряя информационные технологии в различные сферы экономики. “Цифровой Казахстан” — масштабный проект правительства, рассчитанный на пять лет с 2018-2022, уже дает положительные результаты за счет внедрения электронного документооборота. Одним из проектов госпрограммы стало “Единое окно” по экспортно-импортным операциям. Портал предназначен для слежения за цепью поставок товаров с момента регистрации заинтересованных лиц до выпуска товаров и последующего аудита их деятельности», - отметила она.
В январе 2018 года была запущена система электронного декларирования товаров – «Астана-1», добавила наша собеседница. Она была опробована в пилотном варианте в регионах РК. Представителям бизнеса была предоставлена возможность электронной саморегистрации, любого необходимого информирования, отслеживания процедур таможенного транзита, таможенной очистки товаров, доступа к системе управления рисками и лицевым счетам.
- Маргарита, что еще делается в этом направлении?
- Помимо электронного документооборота, внедряется и интеллектуальная транспортная система.Планомерно вводятся в эксплуатацию технологичные пункты взвешивания автомобилей в движении, пункты взимания платы, передвижные дорожные лаборатории. Планы разработчиков систем — до конца 2025 пополнить бюджет на сумму свыше 200 млрд тенге за счет системы взимания платы за проезд и снизить количество ДТП за счет мониторинга правонарушений.
Реализуется отраслевая стратегия "Цифровая железная дорога", в рамках которой предоставляется сервис по онлайн отслеживанию грузов. Внедрена система устройств электронных замков, обеспечивающих сохранность груза и оперативное реагирование на попытки несанкционированного доступа к грузу. Стартовала автоматизированная система “Договорная и коммерческая работа“. Реализована 100% “безбумажная“ подача заявок на перевозку грузов, а также интеграция с информационной системой “Астана-1” КГД МФ РК. Это, конечно, облегчает и упрощает логистические процессы.
Развитие транзитных контейнерных перевозок также стимулируется цифровизацией процессов мультимодальных перевозок. в СЭЗ “Хоргос — Восточные ворота” внедрена автоматизированная система процессов, что позволяет снижать как временные затраты при прохождении транспорта через КПП, так и финансовые при регистрации.Перечисленные нововведения носят позитивный характер и позволяют рассчитывать на увеличение транзитной привлекательности Казахстана.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.