Сколько стоит робот-почтальон?
Каким компаниям в Казахстане интересны роботы и как быстро можно окупить такое приобретениеСколько стоит разработать робота, каким компаниям в Казахстане интересны роботы и как быстро можно окупить такое приобретение. Бауыржан Оспан, основатель компании Cleverest Technologies, разработавшей для «Казпочты» робота-почтальона, ответил на вопросы делового еженедельника «Капитал.kz». Для знакомства: в бэкграунде стартапера — 6 с лишним лет в техническом бизнесе, победа в первом в Казахстане Staptup Weekend (его провели в Астане в 2012 году), участие в первом крупном конкурсе «Инновационный Казахстан», не выжившие стартапы, 2 процедуры банкротства, опыт прохождения третьей акселерационной программы ABC Quick Start. Одним словом, у Бауыржана большой опыт в сфере информационных технологий, где он стал «казахстанским Тони Старком».
«Роботами занимаемся 2 года, но „взрывать“ рынок начали только в этом году», — начинает рассказ собеседник.
— Что значит «взрывать»?
— Я имею в виду то, что мы стали популярными среди крупных игроков: на данный момент нашими стратегическими партнерами и самыми крупными клиентами являются АО «Казпочта» и BeInTech («дочка» BI Group в области инноваций и IT). Также у нас партнерские проекты с KazDream Technologies, готовим робота-гида для «Нур Отан». Недавно у нас были переговоры с одним из крупнейших банков СНГ, которые, я надеюсь, закончатся крупным проектом.
— Расскажите о роботе, которого вы сделали для «Казпочты».
— Наш робот — пример варианта промышленной автоматизации. Он полностью в автоматическом режиме развозит почту по отведенной для него территории. Объезжает препятствия, пропускает пешеходов и круто входит в повороты. Делался специально для АО «Казпочта». Работали над ним на протяжении 6 месяцев. Сложный проект, и настолько же дорогой.
— Конкретно сколько понадобилось средств? И насколько сумма сопоставима, например, с теми суммами, которые есть на мировом рынке?
— Сумма разработки по сравнению с другими схожими проектами в мире — копейки. Мы работали больше для имени и будущего партнерства с заказчиком, не для заработка. Едва покрыли расходы.
— Сможете обозначить пределы суммы, чтобы какое-то понимание сложилось?
— Цена робота в рамках 30 млн тенге, с учетом разработки всех систем.
— Насколько обеспечена безопасность и антивандальность?
— Не могу раскрывать детали: «черные шляпы» («плохие» хакеры, — прим. ред.) не дремлют. Но могу сказать, что у нас был опыт работы в сфере кибербезопасности, и мы опирались на него, создавая своего робота. Сделали цельнометаллический корпус-скелет, защищенные ячейки для почты, зашифрованные и закрытые сети коммуникаций.
— Какова вероятность, что кто-нибудь поймает и вскроет?
— Поймать и увести всегда могут, это же мобильный робот, но дальше у них начнутся большие проблемы. Робот видит и записывает все, что происходит вокруг, у него нет слепых зон, всегда передает информацию о себе. Это — с одной стороны. С другой стороны (это сообщение для «любителей»), внутри робота все сделано специально для него, материальной ценности почти не несет, использовать в другом контексте не получится. Да и подумайте сами: статья 188 — 3 года тюрьмы. За что? За робота, который не несет никакой материальной ценности для кражи?
— Он перевозит почту?
— Почту, коробки стандарта 3 и 2 — по 4 ячейки на каждый стандарт.
— Как у вас организовано производство? Цех? Сами собираете?
— Мы находимся на территории технопарка Назарбаев Университет и являемся его резидентами. Тут есть инфраструктура для такого типа работ. Часть работ мы отдавали на аутсорс, это работы с металлом, корпусом робота из пластика. Основной сбор делали у себя в лаборатории, практически все наши сотрудники — инженеры и разработчики, и «кривая наших рук» в рамках экспертной нормы.
— Где берете детали? Что можно купить в Казахстане, что приходится заказывать?
— Мы стараемся брать детали в Казахстане, даже если есть дешевый аналог в Китае. Для этого робота мы заказывали лишь такие элементы, как колеса и шины. Потому что слишком специфичный товар.
— Правильно я понимаю, что суть робота — это IT-составляющая? То есть платы? Их вы делаете сами?
— Не совсем. Суть робота — это две основные части разработки: механическая составляющая и управление. Механика — тоже сложный и интенсивный объем. Более того, если сделать инженерные ошибки на уровне «железа», то никакой костыль в программном обеспечении уже не поможет.
Платы для своих проектов собираем сами, насколько это возможно. Иногда заказываем готовые решения, когда необходимо сократить период разработки.
— Почему компаниям интересно иметь собственного робота? Какие потребности у заказчиков по характеристикам роботов?
— Крупные компании всегда заинтересованы в оптимизации процессов, и не только бизнес-процессов, но и производственных. Тут в дело вступают системы автоматизации труда, то есть роботы, IT, манипуляторы и все остальное, что может заменить или ускорить Homo sapiens.
— На ваш взгляд, что наиболее востребовано и перспективно?
— Наиболее востребованы сейчас дешевые плагин-системы. То есть системы автоматизации, которые не требуют изменения процессов производства, а просто могут встать на место человека. К примеру, наше решение — мини-манипулятор сверхэкономичной серии «Cleverest MiniMan». Miniman может заменить человека, который стоит на конвейере и штампует печати со сроком годности. Такое решение лучше всего подходит для МСБ, так как у небольших компаний нет возможностей интегрировать целый конвейер, но есть желание оптимизировать процесс.
— А если говорить именно о роботах, в каких сферах в Казахстане наибольшие перспективы и наибольший спрос на них? Либо спрос пока еще точечный?
— Спрос — на данный момент это, конечно, громко сказано. Если и есть, то он больше в развлекательной сфере: школы робототехники и агентства по проведению мероприятий создают его, покупая по факту ничем не примечательные «коробки-говорилки» для создания вау-эффекта, что к настоящей робототехнике не имеет почти никакого отношения. Индустриальная робототехника — вот будущее технологий Казахстана. Так как у нас немного рабочей силы, а рядом находятся большие рынки, которые способны генерировать спрос на товары, особенно в таких сферах, как логистика и аграрная промышленность, это может привести при благоприятных обстоятельствах к взрыву на рынке оптимизации и автоматизации труда. Представьте себе 2050 год: на полях Северного Казахстана комбайны-роботы собирают тонны зерна, квадрокоптеры-пастухи ведут миллионы овец на водопой в степях Центрального Казахстана, а автоматические системы-краны переносят товары с вагонов китайского стандарта на вагоны советского стандарта для дальнейшей их перевозки через Шелковый путь. Это то будущее для экономики страны, к которому мы стремимся.
— Верю. То есть роботы для банков, например, будут менее востребованными?
— Роботы для банков будут востребованы, но вы ведь спросили именно про самый лакомый кусочек рынка. Сейчас компании очень скептически относятся к автоматизации в принципе, не говоря уже о роботах. Например, в середине этого года мы продвигали робота-консьержа для отелей и гостиниц, но так как спрос был нулевой (около сотни лидов и ни одного контракта), мы свернули проект и начали поиск альтернативного рынка для решения. Но не это самый страшный враг казахстанской робототехники, самое сложное в нашей работе сейчас — доказать, что мы можем не хуже, а иногда и лучше, чем наши конкуренты из России или Украины. Посмотрите сами: системы автоматических парковок разрабатывали в Астане наши коллеги из России, конечно, я могу ошибаться, но мобильное приложение им точно писали не казахстанские разработчики, хотя я более чем уверен, что наши сделали бы лучше. А роботы «промоботы», которые были задействованы на «Экспо»? Я, например, даже не знал, что роботы-гиды необходимы там. И такое отношение практически везде. Но мы стараемся оправдать ожидания наших партнеров и показать, что местные разработчики могут не хуже, а даже лучше.
— А по части конкуренции? Много разработчиков?
— Именно в нашей сфере основные конкуренты — зарубежные разработчики, но и своих умельцев с каждым годом все больше. И это только радует.
— В контексте вышесказанного, наверно, сложно говорить о том, заказы на какие суммы готовы размещать заказчики?
— Из 10 наших проектов 9 мы разрабатываем по себестоимости. Стараемся создать спрос через формирование предложения. Как я говорил ранее, мы зарабатываем себе имя, ну и трудимся во благо общества.
— Как можно монетизировать робота и как быстро он может окупиться для заказчика и разработчиков?
— Есть два основных вида окупаемости робота — экономия и косвенная экономия. По первому виду: представим себе компанию, которая купила робота, чтобы заменить рабочего. Заработная плата рабочего — 1Х тенге, робот стоит 10Х тенге, на его ремонт и прочее нужно 2Х тенге в год, то есть робот окупится за один год. По второму виду окупаемости: представим систему, которая открывает новые возможности. Например, наше решение, о котором я рассказывал выше, анализирует то, как продавец или кассир влияют на продажи путем распознавания лиц и эмоций клиента во время продажи. Таким образом оно находит неэффективных кассиров и дает отчет о работе топ-менеджеру, что в свою очередь поднимает продажи путем «аннигилирования» «плохого» сотрудника. Директор крупной сети получает возможность быть у каждого прилавка и следить за работой каждого продавца в каждую секунду, и это с помощью маленькой камеры.
Одним словом, инвестиции в робота и IT — это самый эффективный способ оптимизировать процессы. И, что важно, это же роботы! Не устают, не жалуются и делают именно то, что должны. А технологический процесс в целом — основа экономического роста общества.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.