Игнорируя цифровизацию, магазины теряют прибыль

Как электронные системы учета оборота пресекают воровство и увеличивают обороты

Один из самых серьезных современных вызовов в сфере экономики — внедрение цифрового формата в работу мелкого предпринимательства, к примеру, так называемых «магазинов у дома». К сожалению, серьезной аналитики на эту тему не существует, потому что масштабных исследований сегмента мелкой торговли никто не проводил.

Вместе с тем, считает Олжас Худайбергенов, старший партнер «Центра стратегических инициатив», в «серой зоне» розничной торговли ежегодно вращаются порядка 16−20 трлн тенге. Это вместо регистрируемых налоговыми службами 4−5 трлн тенге! «Только цифровизация и правильное налогообложение способны в кратчайшие сроки вывести весь объем из тени», — говорит эксперт «Капитал.kz».

К сожалению, констатирует Олжас Худайбергенов, все принимаемые меры для развития МСБ влекут лишь косметический эффект. «Формальная имитация бурной деятельности снижает остроту дискуссии и по факту откладывает принятие действенных мер», — заявил аналитик, комментируя тему «Капитал.kz».

По мнению Олжаса Худайбергенова, от внедрения цифровых инструментов в сегмент малой торговли выиграют все. Для этого надо лишь зафиксировать для розничной торговли упрощенный режим налогообложения независимо от оборотов. «Тогда государство получит в 3−4 раза больше налогов за счет сокращения „тени“. Владельцы бизнесов могут не бояться ошибок в отчетности и проверок, так как на упрощенке очень легко рассчитать налоги. Бизнесу не надо дробить обороты и ему легче перейти на цифровой учет. Банки увеличат обороты по безналу и снизят комиссию. Потребители получат возможность везде платить карточкой, а финансовый сектор получит в целом устойчивость», — считает он.

Кто виноват, что «цифра» не складывается

По общепринятому мнению, главный форпост сопротивления цифровизации мелкой торговли — владельцы магазинов. Тут все кажется очевидным и как бы даже не требующим доказательств: работать «в серую» и не доплачивать налоги — выгодно, и точка.

Однако практика показывает, что именно переход на цифровой учет позволяет вывести рентабельность любой торговой точки на более высокий уровень. Магазины, которые подключаются к электронным системам, в последующем ждут только расширения цифровых услуг.

К сожалению, подобный процесс не стимулируется на государственном уровне, его на свой страх и риск инициируют компании по разработке IT-продуктов. Накопленным в этом сегменте опытом с «Капитал.kz» поделился Кайнар Марденов, основатель проекта «Система учета товаров и услуг Torgai.com». «Рынок мелкой торговли остается „серым“, потому что живет упрощенной экономически-математической моделью. Большинство торговцев, однажды начав, просто ведут этот бизнес, не вдаваясь в подробности. Они, например, считают, что товар, купленный за 100 тенге и проданный за 150, приносит маржу в размере 50 тенге. Мало кто учитывает потраченное время, электричество, зарплату работников, аренду, охрану», — рассказывает Кайнар Марденов.

Он не считает привычку вести бизнес в «серой» манере осмысленным нарушением закона. «Нежелание вести четкую бухгалтерию — это этап роста, приобретенная неосознанно привычка. Когда мы показываем владельцу магазина нашу электронную систему учета, то ломаем определенный внутренний барьер, — говорит Кайнар Марденов. — К примеру, рассчитывая на калькуляторе среднюю прибыль, торговец просто суммирует проценты „накрутки“ стоимости товара, выводит среднее значение и полагает, что все под контролем. Но потратив пять минут на то, чтобы освоить программу, он понимает, что живет в мире иллюзий. На самом деле маржинальность магазина гораздо ниже, и считая своим заработком, к примеру, 300 или 500 тысяч тенге в месяц, он сильно ошибается».

Какие проблемы вскрывает полный учет торговли

Что представляет из себя сеть «магазинов у дома»? По мнению Кайнара Марденова, всего в республике около 50 тыс. подобных точек. Ежемесячный оборот в них колеблется в пределах $10−50 тыс. «Средний» владелец бизнеса считает, что при обороте в $20 тыс. он зарабатывает около 300 тыс. тенге в месяц. «При этом мало кто из них понимает, что вынимая раз в месяц эту сумму из кассы, он извлекает ее из оборота магазина. Когда мы вместе с ним считаем все до копейки, выясняется, что круглосуточный труд приносит владельцу гораздо меньше денег, чем он полагает, — говорит Кайнар Марденов. — Например, широко распространена практика выдачи товара в долг. В каждом подобном магазине в среднем заморожены от 150 до 500 тыс. тенге. Когда долг погашается, нет системы учета, которая подтверждала бы, куда попали эти деньги — в кассу или в карман нанятого продавца. Надо учитывать и воровство: если владелец слабо контролирует магазин, за одну 15-дневную смену продавцы могут присвоить от 1 млн до 2 млн тенге. Это деньги, которые весьма критичны для такого бизнеса».

Как электронная система меняет картину малого бизнеса

Сейчас, по словам Кайнара Марденова, к системе электронного учета товаров и услуг Torgai подключено больше 200 магазинов. Главную трансформацию при этом переживают владельцы бизнеса. Они перестают нервничать, прекращают практику «развода на месте» в отношениях с проверяющими инспекторами, переводят отношения с персоналом в официальную плоскость. «Мы ненавязчиво подводим его к решению о выгодности прозрачного формата работы. Когда владелец в своем приложении видит, как реально двигаются деньги в магазине, он больше не хочет возвращаться к примитивным схемам, — говорит Кайнар Марденов. -Самое главное — в среднем оборот точки после цифровизации увеличивается на 27%. Причем это касается не только поступлений электронных денег — наличный кассовый оборот тоже растет».

Еще одна важная деталь: владельцы магазинов часто в качестве аргумента неприятия цифровизации приводят высокую стоимость банковской транзакции: от 1,5% до 3%. Но если оценивать эти показатели с точки зрения ближайшей перспективы, ситуация видится иначе. «С появлением в магазине электронной системы учета меняется покупательская способность клиентов. Карточки улучшают оборот, людям это удобно, их это привлекает, у них появляется больше доверия к магазину. В отдельных районах доля электронных платежей быстро вырастает до 40%. И хотя это происходит за счет сокращения оплаты наличными деньгами, в целом оборот растет. В итоге за транзакции банку отдаются меньше 1%», — оценивает разработчик.

Сколько можно заработать на услуге цифровизации?

Кайнар Марденов считает, что в середине 2019 года количество подключившихся к системе Torgai магазинов превысит 900. Это выведет систему на уровень безубыточности. Сейчас ежемесячные инвестиции в работу команды, разрабатывающей и обслуживающей проект, составляют 10 млн тенге.

Что касается перспективы, то собеседник «Капитал.kz» рассчитывает в будущем «оцифровать» от 15 до 28% мелкорозничного рынка страны. «Продуктовые магазины — первый этап. Помимо этого есть хорека, общепит, кафешки, фастфуды, барахолки. Сейчас мы привлекли инвестиции в размере 130 млн тенге. Будем дополнять софт функционалом, планируем развивать монетизацию через дистрибьюторские компании, кредитные организации, — говорит Кайнар Марденов. — Задача в том, чтобы позволить дистрибьюторам понимать остатки своих точек, скорость продаж, делать автоматические заявки на поставку. Кредитные организации смогут через нашу систему оценивать обороты магазинов и быстро принимать решение о выдаче займов на пополнение оборотных средств».

Система монетизации Torgai работает в зависимости от величины клиента. К примеру, для маленьких магазинов это ежемесячная абонплата — 4900 тенге для продуктового магазина, 7000 — для других. Стоимость услуг для дистрибьюторов и кредитных компаний сейчас прорабатывается. «Главное — нести в себе добавленную стоимость больше, нежели мы системе обходимся, чтобы не быть отторгнутыми», — говорит Кайнар Марденов.

Как в процессе цифровизации может поучаствовать государство?

По мнению Олжаса Худайбергенова, главное препятствия этому процессу сейчас — неправильная конструкция налогообложения, которая вызывает повышение налоговой нагрузки с ростом оборота. «Естественно, бизнес либо дробит обороты, либо вовсе старается быть в тени. Одновременно с ростом оборота происходит усложнение расчета налогов и налоговой отчетности. Причем усложнение происходит на относительно низких порогах (около 75 млн тенге), после чего начинается отчетность по НДС, а после 140 млн тенге начинается отчетность по КПН.& Вести стопроцентно верную отчетность трудно даже крупному бизнесу, не говоря уже об МСБ.& Инспекторы ведь приходят на проверки с презумпцией виновности, и не могут уйти без выявления ошибок и наложения штрафов, так как они сами находятся под такой же презумпцией, что их могут обвинить в коррупции, если проверка ничего не выявит. Наконец, бизнес находится в тени из-за низкой доли безналичных расчетов, — говорит Олжас Худайбергенов. — Переход на безнал влечет гарантированный переход на уровни выше порогов, а значит, высокую нагрузку и сложную отчетность. Это предполагает растущие расходы — надо купить постерминал, платить дополнительно 2% комиссии, плюс расходы по банковским операциям, расходы на бухгалтера и т. д. На низких оборотах обычно МСБ не только не может нести эти расходы, но он еще далек от культуры отчетности».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤