Криптовалюта: схватка за жизнь продолжается
В Алматы обсудили регулирование рынка криптовалютНа днях депутаты сената Парламента заявили об острой необходимости в регулировании или запрете криптовалют. Нацбанк также сделал жесткое заявление — криптовалюта не является платежным средством в Казахстане. Между тем криптоэпидемия, охватившая мировое сообщество, в Казахстане не утихает. В республике открыто майнят, покупают и продают криптовалюту. На конференции Crypto Event в Алматы ее участники пришли к выводу, что регулировать в Казахстане рынок криптовалют все-таки нужно, а запрещать его нельзя.
«Рынок криптовалют нужно регулировать, но нужно, чтобы этот процесс был выстроен грамотно. Вопрос регулирования не нужно путать с вопросом надзора — это две абсолютно разные вещи. Думаю, что регулирование должно охватывать профучастников рынка криптовалют, брокеров, дилеров, и не профессиональных участников этого рынка. Не нужно изобретать колесо, достаточно наладить стандартный набор пруденциальных нормативов и переложить их на субъекта, занимающегося криптодеятельностью. Если говорить о покупателях криптовалюты, населении, то очень важно понять, насколько государство готово защищать эту категорию. В сети достаточно быстро растет число подозрительных проектов (по криптовалюте. — Ред.), граждане все чаще попадаются на удочку профессиональных мошенников. Поэтому здесь важно определить статус криптовалюты», — заметил глава Казахстанской ассоциации блокчейна и криптовалют Есет Бутин.
Управляющий проектом автономного кластерного ПИТ «Алатау» Марат Сариев также пояснил свое мнение. «Законодательное регулирование транзаций с критовалютой улучшит инновационное развитие компаний, улучшится инвестиционный климат страны. К примеру, 22 декабря в Беларуси был принят декрет „О развитии цифровой экономики“, благодаря этому документу с 28 марта 2018 года начинает действовать Закон о регулировании в стране криптовалюты. Взаимодействие будет осуществляться через Парк высоких технологий Минска. Есть у кого поучиться», — отметил он.
Партнер швейцарского банка SwissQuote Bank Игорь Воронин считает, что «если с оборотом по криптовалюте невозможно бороться, его нужно возглавить».
«Мне кажется, что первая причина, почему государства обычно регулируют криптовалютный рынок, — фискальная функция. То есть регулятор должен взять под контроль денежные потоки страны, чтобы собирать налоги. Таким путем пошли в Швейцарии. Вторая причина, почему обычно государство вмешивается в процесс регулирования: чтобы не выпустить из-под контроля операции с денежным станком, для контроля денежной массы. Третья причина — социальная составляющая. С точки зрения регулятора очень важно не допустить социальной напряженности и обманутых частных инвесторов, население. Потому что, если что-то произойдет с инвестициями в криптовалюту, эти инвесторы в итоге придут к государству, они будут искать защиты у государства. Тем более что на просторах СНГ все мы научены опытом приватизации, МММ — эти (негативные. — Ред.) ситуации у нас в памяти навсегда», — подчеркнул он.
После долгих дискуссий наконец дали слово залу. Один из присутствующих на конференции слушателей был удивлен, почему государство не проводит образовательную работу с населением.
«В Казахстане 70% населения против криптовалюты, они считают, что это какая-то финансовая пирамида. Очень часто новостной фон медиа, если речь идет о криптовалюте, звучит так — „не попадайтесь на мошенничество“. Почему не запустить информационную образовательную кампанию на этот счет?» — прозвучал вопрос из зала.
Модератор дискуссии директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций АФК Константин Пак вызвался ответить: «Для того чтобы государству выстраивать информационный фон, у него должно быть четкое мнение по криптовалюте. Скажу вам честно — четкого мнения у государства на этот счет пока нет».
О майнерах Минфина
В начале февраля СМИ и соцсети взорвала новость от КНБ о том, что в отношении сотрудников Министерства финансов РК расследуется уголовное дело по фактам добывания криптовалют на серверах государственных информационных систем. Как подчеркивает Константин Пак, правоохранители не смогут осудить майнеров именно за майнинг. «Майнинг незаконен на чужих мощностях, поэтому у Генпрокуратуры РК сейчас проблема с делом по Минфину, потому что они не могут завести уголовное дело (по майнингу. — Ред.). Максимум, что может Генпрокуратура, — инкриминировать дело как использование оборудования Минфина не в производственных целях. А то, что при этом несколько человек заработали по 5−20 тыс. долларов — этот ущерб никак не рассматривается», — отмечает Константин Пак.
Законны ли транзакции?
Зал также ждал и других комментариев от экспертов конференции. «Я как предприниматель заинтересован, чтобы принимать оплату в биткоинах. В настоящее время в Алматы многие кафе принимают оплату за свои услуги в биткоинах. Могу ли я и в целом бизнес принимать криптовалюту в качестве оплаты?» — спросил один из присутствующих в зале.
Константин Пак был краток. «В Казахстане есть только один вид расчетной единицы — это тенге, ни инвалюта, ни доллары, ни биткоины не принимаются. Биткоины не принимаются, не потому что это криптовалюта, а потому что в Казахстане не принимается к оплате ни одна другая валюта, кроме тенге», — заметил он. Впрочем, как предположили эксперты, кафе, возможно, принимают криптовалюту по договору мены.
Один из участников конференции подчеркнул, что в принятии закона по криптовалюте не должны участвовать пролоббированные лица.
Зал ждал ответы от участников дискуссии, есть ли у них криптовалюта. И тут начался экспресс-опрос.
Константин Пак сразу обозначил, что у него нет криптовалют, но он знает, как работают проекты на блокчейне.
Марат Сариев тоже сообщил, что у него нет криптовалют.
Есет Бутин не стал ничего скрывать. «Было бы странно, если бы у меня как у главы профильной ассоциации не было криптовалют. Но ведь можно иметь небольшую сумму, некрупную», — признался он.
Мнения по поводу сроков появления правового поля по криптовалюте разошлись. К примеру, Марат Сариев предположил, что закон о криптовалюте появится уже в 2018 году. «В этом году, думаю, Казахстан придет к регулированию этого рынка».
У Казахстанской ассоциации блокчейна и криптовалют другой взгляд. «Все-таки я не такой оптимист, думаю, что в 2018 году, к сожалению, ожидать Закона о регулировании рынка критовалют не стоит. Ведь мы даже близко не приступили к работе над ним. Пока закон не принят, нужно предостеречь людей от криптомошенников. Мы же понимаем, что завтра незащищенные слои населения, якобы вложившись в криптовалюту, потеряют последние деньги и пойдут к зданию акимата и будут требовать свои деньги обратно. Поэтому нужно задуматься над тем, что сделать в 2018 году для защиты частных инвесторов. Это можно сделать и без закона о криптовалюте, нормативными актами, подзаконными актами, за счет серьезной разъяснительной работы. Давайте задумаемся над этим, а потом будем обсуждать процедуру регулирования», — считает Есет Бутин.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.