Криптовалюта: старая система на новой платформе
От «теории заговора» до «дивного нового мира»: среди экспертов нет единого мнения относительно места для криптовалют в будущем«Криптовалюты переводят мир на паритет вычислительной мощности»
По мере того, как тема криптовалют расширяет свою долю информационного поля, среди комментаторов этого явления становится все больше скептиков и алармистов. «Американские корпорации намерены с помощью криптовалют перевести мир на паритет вычислительной мощности, — считает Станислав Боярин, преподаватель кафедры „Финансы и учет“, UIB. — Совокупная вычислительная мощность США больше совокупной вычислительной мощности всех остальных стран мира. Следовательно, валюты всех остальных стран мира в случае перехода на паритет вычислительной мощности обесценятся».
Что такое биткоин и кому выгодны криптовалюты? «Сначала факты. Первое: сайт bitcoin.org зарегистрирован на имя американской корпорации „Дюпонт Де Немура“ в 2008 году. Второе: на сайте Microsoft можно найти информацию о коммерческом запуске Windows Cluster Sever 2003 в 2006 году и дальнейшем развитии этой системы в систему облачной виртуализации Microsoft Azure, — говорит Станислав Боярин. — Рассмотрим криптовалюты с точки зрения технической платформы. Все компьютеры, которые майнят какую-то криптовалюту, образуют собой вычислительный кластер. Его пользователи понятия не имеют, какие именно задачи выполняют компьютеры. Работа этого вычислительного кластера может быть собрана только из двух типов систем: американских (Microsoft Azure, Windows Cluster Server, Linux) и не американских».
Совокупная вычислительная мощность современной аппаратуры, связанной в одну сеть, может стать инструментом получения дополнительных преимуществ. «Microsoft стремительно переводит всех пользователей на Windows 10, в которую встроена поддержка виртуализации Microsoft Azure. Это значит, что любое устройство на Windows 10 может использовать программное обеспечение, которое будет выполнять вычисления в облаке. Напомню, по умолчанию Windows 10 сохраняет файлы пользователей в облаке Microsoft — One Drive, а не на компьютере пользователя, — говорит Станислав Боярин. — Это обеспечивает быстродействие облачных вычислений без строительства мощных дата-центров. Для этого людей поманили майнингом с тем, чтобы они покупали самые мощные устройства и сами обслуживали их».
Какую же роль в этой системе играют криптовалюты? «С помощью криптовалют решается сразу несколько задач, — анализирует далее Станислав Боярин. — Обеспечивается экономическая эффективность и быстродействие программных продуктов. Обеспечивается вычислительная мощность коммерческих и правительственных организаций, которые покупают мощности в том числе для выполнения военных задач. Обеспечивается работоспособность и быстродействие облачных серверов даже в военное время. Определяются мощности энергетических установок потенциального противника и пропускная способность линий связи. Американские социальные сети и сервисы обеспечиваются быстродействующими вычислительными мощностями и защищенными каналами связи. Обеспечивается агентурная сеть денежными средствами. Подрываются финансово-банковские системы остальных стран, устанавливая систему переводов денег без использования банков».
«Криптовалюта не стала революцией»
Блокчейн — идеальная технология для документооборота, хранения данных и фиксации сделок, но за криптовалютами нет будущего. Таково мнение Айдархана Кусаинова, советника главы Нацбанка РК. «Во-первых, ни одна из криптовалют не выполняет функции платежного средства: по мере роста популярности быстродействие системы существенно падает. Второе — чем больше вычислительные возможности криптовалют, тем выше энергопотребление, — говорит Айдархан Кусаинов. — Сейчас это незаметно, потому что прибыль от майнинга биткоина превышает энергозатраты. Но когда майнерам останется зарабатывать только на комиссиях за транзакции, все и закончится».
Одно из пропагандистских клише сторонников криптовалют — отсутствие единого центра эмиссии. «Считается, что криптовалюты не имеют центрального эмиссионного центра. При этом первые 100 кошельков держат около 40% всех биткоинов, а 99% кошельков владеют от силы 2% криптовалюты, — считает Айдархан Кусаинов. — Ни у одного центробанка мира не бывает такого, чтобы у него денег было больше, чем у населения».
Стало ли появление криптовалюты революционным явлением в мире финансов? «Криптовалюта не стала революцией. Можно ли назвать глобальным трендом 20 млн криптокошельков? Это в 10 раз меньше числа участников крупнейшей китайской финансовой пирамиды Qbao. Она привлекла 200 млн человек, которые вложили $11 млрд, — сравнивает Айдархан Кусаинов. — Многие приветствуют использование криптовалют в закрытых сетях. Идея хорошая, но не новая, ей 300 лет и она всегда называлась „долговой вексель“. Заработает на этом векселе только владелец системы, потому что на выходе из системы стоимость векселя всегда ниже номинала. Так что это старая система на новой технологической платформе».
Возможно ли, что криптовалюта является инструментом, с помощью которого корпорации попытаются изменить существующий порядок? «Вряд ли криптовалюты были задуманы для изменения глобального миропорядка. Нельзя просто отказаться от доллара и перейти на криптовалюту, доллар — это официальное обязательство, — считает Айдархан Кусаинов. — Биткоин — логичное развитие идеи блокчейна, это эксперимент. Но какие-то заинтересованные фонды увидели возможность на этой идее заработать и раскачали на этой теме много людей».
«Чтобы оценить криптовалюты сейчас, надо уметь видеть будущее»
Возможно ли оценить важность криптовалют, опираясь на текущие потребности рынка? «Планируя свое будущее, я пытался понять, каким будет мир через 10 лет. Сейчас мы едва осознаем то, что уже произошло два-три года назад. Но есть люди, предвосхищающие события на много лет вперед», — считает Данияр Азимхан, основатель KazGBC, инвестор.
Какие особенные запросы надо учитывать, пытаясь представить технологии будущего? «Cейчас идет переход на новый промышленный уклад, в основе которого энбик-технологии (NВIС / НБИК — аббревиатура, составленная по первым буквам дисциплин: N-нано, B — био, I — инфо и C — когито, — прим. ред.). Туда же „запечатаны“ робототехника, искусственный интеллект, интернет вещей. Все это будет базироваться на „цифре“ и big data. И где-то во всем этом должна быть экономика, деньги, — рассказывает Данияр Азимхан. — Я изучал стартапы и обратил внимание на блокчейн, потому что в моем представлении деньги будущего будут работать именно на подобной системе».
Каким требованиям должна отвечать финансовая система в будущем? «Система платежей будет привязана к интернету вещей. Это подразумевает монетизацию любых активов. Все наши устройства будут общаться между собой, делая минимальные проплаты. Например, умная машина сама оплатит парковку и проезд через шлагбаум. Ваш смартфон будет майнить криптовалюту. Социальные сети станут местом ведения бизнеса, соединяя вас с банками, платежными системами и биржами. Каждый клик в социальной сети, просмотр видео — все будет оплачиваться, а это огромное количество транзакций одновременно, — рассуждает Данияр Азимхан. — Существующая система платежей слишком дорогостоящая и не справится с таким потоком минимальных платежей. Сейчас, если я захочу перевести 1 тенге с одного счета на другой, то заплачу комиссию 200 тенге. Блокчейн сделает эту плату адекватной».
Возможно ли решение задач, которые стоят сейчас перед сторонниками криптовалюты? «Критики говорят, что блокчейн и биткоин не выполняют свои функции. По-своему они правы. Но в этой теме работают лучшие программисты мира. Появляются технологии, которые позволяют решить обе задачи: и скорость перевода денег, и цену транзакции, — рассказывает Данияр Азимхан. — Криптовалюты занимаются монетизацией неэффективности. Традиционные финансовые инструменты не настолько гибкие, как блокчейн. Контроль уходит из рук банкиров и государства, им это не нравится. Но мы, подозревая новые технологии в злоумышленности, упускаем из виду, в каком направлении развивается мир».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.