Свобода Android оказывается условной
На сегодня Android доминирует на мобильном рынкеОперационная система Android по своей сути является открытой, однако при ближайшем рассмотрении ее открытость выглядит довольно условной. Издание The Wall Street Journal отмечает, что ему удалось получить доступ к текстам соглашений, заключаемых между Google и производителями устройств на базе ее ОС, пишет cybersecurity.ru.
Сама по себе ОС действительно свободна для использования, однако чтобы использовать ее в привычном виде - с доступом к Google Play, с клиентом YouTube и некоторыми приложениями производства Google, компании-производители должны сделать ряд «услуг» для Google. В частности, установить ее поисковик в качестве стандартного, а также установить в качестве стандартных ряд программных продуктов.
Европейские антимонопольные чиновники сейчас ведут расследование в отношении компании и среди прочего исследуют и эти особенности процесса дистрибуции Android. «Google очевидно злоупотребляет доминирующей позицией Android на рынке и таким образом продвигает свои остальные решения. В Европе компании с доминирующей позицией должны продвигать идею конкуренции», - говорит экономист Университетского колледжа в Лондоне Иоаннис Лианос.
В США таких требований нет, поэтому доказать факт нарушения анитмонопольного законодательства будет нелегко. Однако подобные действия без сомнения вступают в противоречие с официальной риторикой Google. «Одно из преимуществ Android заключается в том, что она позволяет войти на рынок конкурентам с очень небольшими затратами», - говорил в 2011 году председатель совета директоров Google Эрик Шмидт.
На сегодня Android доминирует на мобильном рынке, занимая 79% на смартфонах и 62% на планшетах, согласно данным Strategy Analytics.
ОС Android является бесплатной и вендоронезависимой, в отличие от той же iOS, которая работает только на iPhone и iPad. Производители Android-смартфонов передают Google клиентский трафик для ее интернет-поисковика, сервисов Gmail, YouTube и других. Подобное негласное соглашение действовало с момента рождения Android. Однако последние несколько лет производителей обязывают подписывать соглашение Mobile Application Distribution Agreement c Google. Полный текст соглашения до недавнего времени держался в секрете, однако он всплыл в рамках судебного процесса между Google и Oracle по вопросу Java в Android.
В качестве эталонных были рассмотрены соглашения с Samsung и HTC, охватывавшие 2011-12 годы. Google и сейчас использует такие же соглашения, но неизвестно, изменились ли в них конкретные условия. Соглашения с Samsung и HTC охватывают десяток приложений Google, которые должны быть предустановлены на смартфоны. Так, в них было оговорено, что Google Search используется как стандартный поисковик, доступ к Google Play реализован на главном экране, а также ряд других моментов, касающихся Google Maps и YouTube. Очевидно, что такой подход ставит в заведомо проигрышное положение таких провайдеров, как Microsoft Bing или MapQuest.
Специалисты говорят, что подобная практика приносит свои плоды: в США 40% используемых на Android-устройствах являются приложениями одного провайдера - Google. Для сравнения: на Apple iOS у компании Google этот показатель составляет 10%.
Отметим, что не все принимают подобные условия. К примеру, Amazon использует в своих устройствах Kindle глубоко кастомизированную версию Android, которая не работает с Google Play и в целом переориентирована с сервисов Google на сервисы Amazon. У Amazon есть свой каталог приложений, где размещены 146 000 приложений.
Эксперты говорят, что Google контролирует производителей посредством отраслевой организации Open Handset Alliance, куда входят 84 организации. В случае с производителями, которые пытаются хитрить, Google поступает довольно жестко. К примеру, в 2012 году Google запретила под угрозой отлучения от экосистемы Android выпуск смартфона на базе кастомизированной версии Android, созданной в компании Alibaba Group. В Google тогда заявили, что Acer не может одновременно участвовать в двух конкурирующих лагерях.
Сейчас в Брюсселе занимаются исследованием подобной практики Google.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.