Казахстан стремится сохранить баланс между национальными интересами и международным сотрудничеством в сфере цифрового развития
Эксперты обсудили важность многостороннего управления интернетом и риски развития цифровой средыВ Алматы завершился Qazaqstan IGF 2024, национальный форум, способствующий созданию открытого и безопасного интернет-пространства в Казахстане.
Контекст панельной сессии «Многостороннее управление интернетом как способ реализации целей устойчивого развития» был задан происходящими в последнее время мировыми событиями, которые имеют критически важное значение для всех.
Напомним, 22-23 сентября в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, прошел саммит будущего – глобальное событие, в результате которого были приняты «Пакт во имя будущего», «Глобальный цифровой договор» и Декларация о будущих поколениях. В ходе саммита заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Мурат Нуртлеу выразил полную поддержку Казахстаном этих знаковых документов, направленных на укрепление многостороннего сотрудничества и создание эффективной глобальной системы для решения экзистенциальных проблем, включая изменение климата, технологическую трансформацию и угрозы безопасности. Помимо классических тем – мира и безопасности, экологии, изменения климата, устойчивого развития, в повестке саммита звучали вопросы цифрового сотрудничества и искусственного интеллекта.
Также в сентябре Консультативный орган по искусственному интеллекту, созданный главой ООН, представил глобальный план действий по устранению рисков, связанных с ИИ, и всеобщему использованию его преобразующего потенциала. План изложен в итоговом докладе «Управление искусственным интеллектом в интересах человечества». В нем международному сообществу предлагается принять ряд мер, в том числе – заложить основы глобальной архитектуры управления ИИ, основанной на международном сотрудничестве; устранить пробелы в существующих механизмах управления ИИ; работать сообща в области управления ИИ в целях содействия развитию и защите прав человека.
Сарскис Дарбинян, модератор сессии, отметил, что Казахстан стремится сохранить баланс между международным сотрудничеством и национальными интересами в сфере цифрового развития. Страна продолжает активно развивать свою цифровую экосистему и стремиться к лидерству в области GovTech. В 2024 году Казахстан в рейтинге цифровых правительств занял 24 место, что говорит о достаточно высокой цифровизации сервисов и процессов внутри страны. Также наблюдается укрепление позиций Казахстана на мировой арене: и в рамках ШОС, и в рамках ООН.
«Постоянно идет работа, связанная с реализацией ЦУРов. Недавно страновая группа ООН в сотрудничестве с правительством Казахстана созвала семинар по стратегической приоритетности для обсуждения ожидаемых результатов рамочной программы сотрудничества в области устойчивого развития на 2026−2030 год. Это событие знаменует собой важный шаг в формировании того, как Организация Объединенных Наций будет поддерживать национальное развитие Казахстана в течение следующих пяти лет», – отметил модератор.
Властимил Самек, представитель Департамента глобальных коммуникаций ООН и глава Информационного бюро ООН в Казахстане пояснил: «Сейчас мы находимся во второй фазе совместного сотрудничества, которая заканчивается в 2025 году. И уже сейчас мы начинаем обсуждать продолжение, которое должно быть с 2026 по 2030 год. В 2030 году предполагается кульминация и окончание процесса имплементации целей устойчивого развития. Из-за пандемии COVID уже ясно, что не все цели будут достигнуты. Мы предполагаем, что с 30-го года будет следующая фаза, посвященная устойчивому развитию мира и человечества. Эта фаза будет рассчитана до 2045 года, когда ООН должна будет отметить 100-летие своего основания».
В продолжение дискуссии чрезвычайный и полномочный посол Эстонской Республики в РК Яап Ора поделился достижениями Эстонии в сфере цифровых технологий, в частности рассказал об X-Road – платформе межгосударственного обмена данными, благодаря которой могут осуществлять взаимодействие правительственные организации разных стран.
«Эстония – пионер глобальной цифровой трансформации. Мы начали очень рано и уже достигли полноценного цифрового общества в Эстонии. Опытом делились в Казахстане и других странах. Как уже было сказано, Казахстан поднимается в рейтинге цифрового правительства. Эстония в этом рейтинге находится на втором месте. Так что мы ждем вас в тройку первых трех стран. Следующая цель Эстонии в цифровом обществе – создать активное, гибкое, персонализированное управление, где сервисы реагируют на изменения очень быстро и могут отвечать индивидуальным и персональным требованиям всех пользователей», – сказал посол.
В числе важных принципов, которыми руководствуется Эстония в своем цифровом развитии, были названы открытая инфраструктура и многосторонний подход к управлению интернетом.
«Мы поддерживаем принципы цифрового общества: открытость, инклюзивность, эффективность и безопасность. Другой вопрос – это многосторонний подход к управлению интернетом. Мы думаем, это очень важная основа. Мы не можем решать все вопросы управления интернетом только в форме решений правительства. Необходимо участие всех заинтересованных сторон: частного сектора, правительственных организаций, заинтересованных групп и так далее. В Эстонии эти принципы важны, и это основа нашего успеха. Мы за то, чтобы эти принципы соблюдали и на международной арене», – отметил Яап Ора.
Модератор, продолжая дискуссию, напомнил о глобальном цифровом договоре, в котором указана невозможность достижения тех целей, которые ставит государство, без частного сектора. «На частный сектор возлагается очень много надежд, в том числе на корпорацию ICANN, которая занимается очень важным делом – распределением доменных и сетевых адресов по всему миру, управлением этими адресами, создавая все новые и новые возможности».
Михаил Анисимов, менеджер ICANN по глобальному взаимодействию в Восточной Европе и Центральной Азии, выразил желание продолжить разговор о «Глобальном цифровом договоре» и важности многостороннего участия в развитии интернета.
«Цифровая среда устроена интересным образом. За очень важную часть ее инфраструктуры, например, те же самые доменные имена и IP-адреса, исторически отвечают организации, имеющие неправительственный статус, такие как ICANN и др. Несмотря на то, что государство – крайне важный стейкхолдер, у которого есть свои интересы, которые должны быть соблюдены, только государственные дискуссии не смогут обеспечить всю ту полноту представленности интересов, которая необходима, чтобы интернет развивался стабильно и устойчиво. Поэтому появился термин «мультистейкхолдерные модели», или модели с участием разных заинтересованных сторон», – обозначил свою позицию спикер.
Михаил Анисимов выразил опасения по поводу дальнейшего развития цифровой среды: «Мандат IGF, который был создан в 2005 году, создан с прицелом, что он будет пересматриваться через какой-то срок. Последний раз он пересматривался в 2014 году. Тогда уже были попытки некоторых государств сделать его чуть более государственно-центричным, исключить участие из этого процесса негосударственных акторов, что в общем было довольно тревожным звоночком и вызвало много обсуждений. Закончились они тем, что текущий мандат был продлен, и осталась зафиксированной в этих документах модель многосторонняя, multi-stakeholder. Но прошло уже почти 10 лет, и в 2025 году придет очередной пересмотр. Сейчас позиции сторон сильно более, скажем так, уязвимы. Появляется все больше дискуссий о том, что именно государства и межгосударственные объединения должны принимать все основные решения, связанные с развитием интернета. Что вызывает вопросы, потому что по-прежнему негосударственные акторы делают гигантскую часть работы. Не учитывать их мнение – довольно опрометчивый поступок, который может привести к различным рискам».
На его взгляд, «Глобальный цифровой договор» стал важной ступенькой в решении вопроса, хотя напрямую он не связан с пересмотром мандата IGF, его трактовка дает надежду. Договор обсуждался почти три года, и за это время его текст менялся пять раз. «В конечной версии, появилась строчка о том, что мы приветствуем многосторонний подход, в котором все стейкхолдеры имеют равный голос и равный вес для того, чтобы он дальше развивался. И еще один важный момент, на который я обратил внимание: цифровой договор построен вокруг принципов ответственного отношения. Это тот нарратив, который появился сравнительно недавно. До этого все-таки были некие иллюзии о том, что может быть некий глобальный координатор, который будет это все делать внешними какими-то усилиями. Договор принят в составе «Пакта во имя будущего», который обсуждался 23 сентября в Нью-Йорке, но в декабре каждому конкретному государству или каждому конкретному участнику будет предложено высказаться, поддерживают они его персонально или имеют какие-то комментарии. Финальной точкой этого диалога будет сентябрь 2025 года, когда будет продлеваться мандат IGF в текущем виде. Это имеет прямое отношение к тому, как интернет развивается во всех странах мира, в том числе в Казахстане, потому что это некая модельная дискуссия, которая реплицируется дальше», – сообщил Михаил Анисимов.
Модератор дискуссии отметил, что 2024 год стал важным в решении многих вопросов. Был принят не только глобальный цифровой договор, 14 августа специальный комитет ООН представил новый проект конвенции о киберпреступности, который должен прийти на смену Будапештской конвенции. Несмотря на то, что Казахстан уже много лет работает над возможностью присоединения к Будапештской конвенции, открывающей более широкие возможности для борьбы с киберпреступностью, он все еще занимает сдержанную позицию, не подписывая международные документы.
Руслан Дайырбеков, сооснователь Евразийского цифрового фонда и управляющий партнер DRS, высказался об особенном пути, который выбирает страна: «Говоря об уникальном подходе, несомненно, сейчас мы являемся свидетелями формирования отдельного национального подхода, в том числе к отдельным аспектам и регулированию интернета и тех отношений, которые происходят в цифровой среде».
Однако, по словам спикера, это не исключает имплементации отдельных международных, региональных механизмов, норм в национальном законодательстве, например, таких как механизм оперативного реагирования при утечке персональных данных, который был имплементирован в прошлом году, или 33 статья GDPR, европейского стандарта по сбору, обработке и защите персональных данных.
«Мы не должны забывать, что приоритет международного права закреплен у нас в законодательстве, и, конечно, Казахстан не может не учитывать те лучшие международные стандарты и отдельные национальные практики при формировании национального подхода к регулированию интернета», – подвел итог дискуссии Руслан Дайырбеков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.