Куда движется рынок техники: цифры и аналитика

Взрывной рост рынка ПК в пандемийные годы будет иметь свои последствия
Фото: Руслан Пряников

Являясь частью экономики страны, ИКТ-рынок зависит от трендов развития экономики и чувствителен к макроэкономическим и политическим изменениям. Что в последние годы происходит на рынке ИКТ в целом и на рынке ИТ-оборудования в частности и о прогнозах развития рассказал Игорь Ким, руководитель по развитию бизнеса Acer Kazakhstan.

- Игорь, какая ситуация сложилась на рынке ИКТ и какие темпы роста рынка ИТ-оборудования?

- Согласно данным IDC, рынок ИКТ Казахстана в 2018–2022 годы рос со среднегодовым темпом (CAGR) 9,8% и составил в 2022 году 2 504,2 млрд тенге. Основными сегментами рынка, повлиявшими на общий рост, стали облачные услуги (+39%), ИТ-оборудование (+18%) и программное обеспечение (+12%).

Что касается рынка ИТ-оборудования, на hardware в 2022 году приходилось 48,9% рынка (1 224,4 млрд тенге). При этом объем рынка персональных компьютеров (ПК) составил в 2022 году 320 632,2 млн тенге. Наибольшая доля приходилась на сегмент ноутбуков – 74,4%, на десктопы – 14,3%, на планшеты – 11,3%.

Среднегодовой рост рынка в период 2018-2022 годов составил 33,6%. Наибольший рост (98,1%) зафиксирован в 2020 году. За это время рынок десктопов вырос более чем наполовину, рынок планшетов удвоился, рынок ноутбуков утроился.

Если брать рынок цифровой техники, то в 2019 году, по данным GFK, он составил 250 тыс. ноутбуков, проданных с полки. В текущем, 2024 году, он также достиг 250 тыс. устройств, то есть мы вернулись к допандемийным показателям. Это мы говорим сейчас только про ретейл. Рынок персональных компьютеров в 2019 году составлял 305 тыс. устройств, ввезенных в Казахстан, а потом случилась пандемия.

До пандемии рынок подрастал в среднем на 10%, в пандемийный год рост составил более 50%. Это произошло за счет того, что во время локдауна многим пришлось работать из дома, а детям учиться онлайн, и, если раньше на семью был, допустим, один ПК, и этого было достаточно, во время пандемии пришлось обеспечить ноутбуками всех членов семьи, которые работают и учатся. По этим и ряду других причин рынок ПК показал рост более чем на 50%. По данным IDC, в 2020 году он составил порядка 620 тыс. устройств, ввезенных в Казахстан, и 580 тыс. в 2021 году. В 2022-м было 610 тыс. устройств, а в 2023-м произошло очень сильное падение рынка – более 25%, рынок составил всего 484 тыс. устройств.

В целом, начиная с 2020 года, рынок рос. Способствовала этому пандемия, а в 2022-м – параллельный импорт. За эти годы парк компьютерной техники значительно обновился, и откат рынка, который происходит сейчас, неизбежен.

- Каковы наиболее перспективные направления развития рынка?

- В соответствии с прогнозом IDC наиболее быстрорастущими сегментами рынка в ближайшие пять лет станут облачные услуги (CAGR +20,9%), ИТ-услуги (CAGR +14,8%) и программное обеспечение (CAGR +13%). Традиционные сегменты рынка – оборудование и услуги связи будут расти медленнее – 3,6% и 5,8% соответственно. Облака – один из самых быстрорастущих сегментов не только в Казахстане, но и в мире. Рост рынка облачных сервисов продолжится и после 2027 года.

- Какой прогноз рынка ИТ-оборудования Казахстана на ближайшие годы?

- До 2027 года рынок ИТ-оборудования будет расти значительно медленнее, чем в предыдущие годы. По ряду сегментов будет зафиксировано снижение. Так, ожидается снижение объема рынка персональных компьютеров (CAGR 2023–2027 –1,8%), ПК-мониторов (CAGR 2023–2027 –5,4%), печатной периферии (CAGR 2023–2027 –5,6%), но благодаря активному внедрению 5G и последующему в этой связи росту ASP рынок смартфонов в денежном выражении будет расти (CAGR 2023–2027 +2,6%).

В целом взрывной рост рынка ПК в пандемийные годы будет иметь свои последствия в ближайшие годы. Парк устройств значительно омолодился, поэтому ожидается стагнация в сравнении с высокой базой 2020–2022 годов, особенно в сегментах ноутбуков и десктопов.

Единственный сегмент, который не падает, а продолжает показывать рост, – игровые ноутбуки, которые растут за счет базовых и снижения продаж десктопов. Люди поняли, что лучше сразу покупать мультифункциональное устройство, на котором можно работать, смотреть фильмы, создавать контент, играть и при необходимости подключать его к дисплею.

- Какие крупные игроки представлены на казахстанском рынке? Какая доля у каждого из них?

- На казахстанском рынке в топ-4 входят примерно те же игроки, что и на мировом: Asus, Acer, Lenovo и HP. Мы с Asus периодически делим рынок: то у нас 25,9%, то у них. На третьем месте Lenovo, на четвертом – HP. Благодаря правильной стратегии Казахстанского офиса Acer в РК стабильно занимает долю рынка 25%, хотя в мире не больше 8%. На пике - в 2018-2019 годы - поднимались до 30%, продержались два года, но потом была нарушена цепочка поставок, и произошел откат, поскольку нам не закрывали необходимых потребностей. В начале 2022-го мы вернулись к 17%, а сейчас восстановились до 25%.

- Сможете вернуться к 30%, как раньше?

- Это не самая простая задача, но, я думаю, это возможно, я уже проходил подобный вызов. В 2015 году доля Acer в РК составляла всего 14%, совместными усилиями в 2018 году мы вышли на показатель 30%. Я думаю, мы должны увеличить свое присутствие в товарных группах, активнее выступить на так называемом open market и построить экосистему, дать нашему покупателю больше чем просто «железо». Пессимисты прогнозируют, что до 2027 года рынок будет падать ежегодно на 10%. Я же считаю, что он будет +5% или флэт.

- А какую долю рынка занимает Apple?

- Когда определяем долю рынка, Apple всегда выносим за скобки. Сегмент покупателя там специфический. Если брать по долям, то у Apple в Казахстане, именно у макбуков, по данным GFK, доля рынка порядка 7%.

- В качестве главного тренда трансформации казахстанского розничного рынка цифровой техники вы обозначили миграцию в онлайн. Сможет ли онлайн полностью заменить офлайн-магазины?

- Думаю, нет. Онлайн удобен для потребителя шириной ассортимента, возможностью сравнивать цены, читать отзывы. Сейчас marketplace становится некой поисковой системой, где мы изучаем продукт, его характеристики. И для кого-то большой объем информации о продукте – преимущество, а кому-то сложно ее отфильтровать, отделить истину, и этот сегмент будет всегда. Есть люди, которые хотят научиться пользоваться игровым ноутбуком или прикладными программами для дизайна, и рознице необходимо трансформироваться в центры компетенции и помогать клиентам. Только так они смогут привлечь к себе покупателя из онлайн. Доля онлайн-продаж выросла с 10% в 2021 году до 25% в смешанных и до 50% в специализированных розничных сетях. Если сейчас розница перестроится, оставит один-два магазина в крупных городах, сделает их центрами компетенции и предоставления эмоций, тогда онлайн не сможет полностью заменить офлайн.

- Как появление ИИ отразилось на производителях цифровой техники?

- В цифрах пока никак. Это все еще восходящий тренд. Искусственный интеллект мы можем сейчас облачно применять почти на всех ноутбуках. Но, чтобы он работал локально, требуется очень мощный процессор. Не Intel 7 или 9, а Snapdragon от Qualcomm, которая может позволить такие вычислительные мощности, чтобы ИИ работал на ноутбуке локально. Но Qualcomm – это все-таки нишевый продукт, его цена на полке начинается от 1200 долларов.

- За счет чего Асеr удается конкурировать?

- Одно из преимуществ – широкий ассортимент. Есть люди, которые хотят ноутбук носить с собой, для этого он должен быть легче, тоньше. Есть зуммеры и геймеры, для которых важны наличие дискретной графики, агрессивный дизайн, производительное «железо». Раньше у Асеr были ноутбуки только базового сегмента, но я старался всегда расширить нашу линейку в РК. Сейчас мы представлены во всех сегментах. В игровых ноутбуках у нас доля порядка 35%, на пике она достигала 60%. Мы сделали игровые ноутбуки доступными для более широкого круга потребителей, если до этого стоимость ноутбука начиналась от 800 тыс. тенге, то мы поставили его на полку за 400 тыс. тенге, создали отдельные группы в социальных сетях, проводили конкурс на лучший косплей, турниры по CS, тут есть тоже свои особенности, очень важно делать подобные ивенты часто и не обязательно дорого, главное – регулярно. Теперь у нас есть базовые ноутбуки, ультратонкие и игровые. Наличие широкой линейки – один из ключевых подходов. Цена, конечно, в моменте влияет на прямые продажи, но это путь в никуда. Только ценой привлечь покупателя невозможно.

- Как продавцам техники выжить в условиях постоянно растущей конкуренции?

- В Казахстане зрелый, конкурентоспособный рынок, здесь нужно и ширину ассортимента показывать, и экспертность, и обучать покупателей. Это сейчас основные точки роста. Когда мы показали ширину ассортимента и занялись обучением, необходимо построение некой экосистемы, требуется уникальность, которую мы можем дать покупателю, чтобы он приходил именно к нам. Apple не будет никогда демпинговать, они построили экосистему, показав свою уникальность. Экосистема и есть показатель того, что компания может плотно занять свою нишу.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤