Дэвид Лаворель, гендиректор SITA: Мы стоим на пороге новой эры путешествий
В условиях резкого роста пассажиропотока увеличивается спрос на цифровые решенияВ 2023 году объемы авиаперевозок буквально взлетели, превзойдя все ожидания отрасли. По прогнозам IATA, глобальный спрос на авиаперелеты будет только расти, а объем трафика достигнет 8 млрд человек к 2040 году. Чтобы справиться с этим вызовом, индустрии воздушных перевозок необходимо добиться слаженной и эффективной работы всех процессов.
Во втором квартале этого года компания SITA, мировой лидер в сфере ИТ-решений для авиатранспорта, провела опрос более 7 тыс. пассажиров в 25 странах Северной и Южной Америки, Азии, Европы, Ближнего Востока и Африки. Результаты исследования нашли отражение в отчете SITA Passenger IT Insights 2024, согласно которому путешественники подчеркивают важность технологий и положительно относятся к инновациям, особенно к цифровизации путешествий с использованием мобильных устройств.
Пассажиры используют мобильные устройства в качестве своеобразного пульта дистанционного управления, и тренд на возросшую зависимость от этих устройств, особенно на ключевых этапах путешествия, таких как бронирование, ожидание рейса и получение багажа, очевиден. Например, в 2019 году только 8% пассажиров бронировали перелеты через приложения авиакомпаний, тогда как за последние пару лет показатель увеличился почти до 20%. При этом, если учитывать все онлайн-бронирования, то использование современных технологий на этом этапе стало практически повсеместным, достигнув уровня 90%.
В исследовании было также подробно изучено мнение пассажиров об использовании цифровых удостоверений личности. В результате трое из четырех опрошенных (75%) сообщили, что им комфортно хранить паспорт в телефоне в виде защищенного цифрового удостоверения личности и делиться им заранее, чтобы ускорить прохождение формальных процедур. Причем более половины (54%) рассматривают его как нечто не просто полезное, а «очень полезное». Особенно заинтересованы в такой технологии респонденты в возрасте 18–44 лет (более 90%), что говорит о ключевой роли, которую цифровые удостоверения личности будут играть в путешествиях будущего.
64% пассажиров отмечают, что предпочли бы видеть сокращение очередей в аэропортах, и это один из наиболее значимых параметров путешествия, которые им хотелось бы улучшить. При опросе выяснилось, что очереди – вторая по значимости проблема, которая наиболее негативно влияет на общую удовлетворенность поездкой, уступая только задержкам и отменам рейсов.
Более широкое использование биометрии могло бы стать одной из ключевых областей технологий, которая наряду с цифровыми удостоверениями личности способна помочь решить этот вопрос. Биометрия позволяет перенести за пределы аэропорта часть процесса обработки данных пассажиров. Это дает воздушным гаваням и авиаперевозчикам возможность переместить освободившийся персонал на более загруженные участки и ускорить обработку данных пассажиров по прибытии в аэропорт.
Несмотря на то, что биометрия доказанно ускоряет обработку данных пассажиров, половина опрошенных выражают беспокойство по поводу конфиденциальности данных. При этом пассажиры оценивают уровень комфорта при использовании биометрии относительно высоко, в среднем на 6,7 из 10. Это указывает на явную необходимость в обучении широкой аудитории, разъяснении преимуществ биометрических технологий и доказательствах их соответствия самым строгим стандартам безопасности.
Комментируя результаты отчета, Дэвид Лаворель, генеральный директор SITA, подчеркнул: «Мы стоим на пороге новой эры путешествий, в которой беспрецедентный спрос сочетается с передовыми технологическими достижениями. Мотивы пассажиров понятны: они стремятся использовать новейшие цифровые решения, чтобы ускорить и оптимизировать все, что связано с организацией поездки. При этом ответственность за то, чтобы путешественники были должным образом осведомлены о безопасности их данных и о потенциале биометрии для сохранения конфиденциальности, ложится на отрасль».
Мобильные решения также могут повлиять на уверенность путешественников в необходимости сдавать багаж во время полета. Две трети (68%) пассажиров чувствовали бы себя увереннее, имея доступ к новым технологиям, в частности, возможность отслеживать багаж через мобильный телефон или с помощью цифрового идентификатора.
Среди других интересных результатов исследования – отношение пассажиров к вопросам экологичности. Шесть из семи опрошенных выразили готовность нести дополнительные расходы, чтобы сделать путешествие более экологичным. В среднем путешественники готовы платить 11% сверх стоимости билета, чтобы компенсировать выбросы углекислого газа от своего рейса. 57% готовы тратить с этой целью больше времени, летая более длительными рейсами на более низкой скорости, а 81% – перевозить меньше багажа, чтобы сократить углеродный след.
«Пассажиры демонстрируют готовность пойти навстречу отрасли на пути перехода к авиации с нулевым уровнем выбросов. Их открытость в вопросах углеродной компенсации и желание изменить модель поведения в отношении багажа мотивируют авиакомпании и аэропорты к сокращению выбросов с помощью устойчивых технологий и к переменам в операционной деятельности и инфраструктуре», — добавил Дэвид Лаворель.
Партнерский материал