Мират Ахметсадыков: Деньги в стране есть, но инвесторов нет

Члены IT CEO Club обсудили эффективные методы и стратегии выхода на рынки других стран
Kapital.kz

В Алматы при стратегической поддержке IT CEO Club и Сообщества казахстанских IT-менеджеров проходит Eurasian Digital Summit 2024 - масштабное международное бизнес-событие для IT-директоров и руководителей цифровых компаний. Цель мероприятия – обсуждение важнейших тенденций, возможностей и новых стратегий для цифровой трансформации бизнеса на ближайшие годы, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Напомним, IT CEO Club – это первый казахстанский клуб IT-руководителей, объединяющий лидеров рынка, способствующих развитию IT-проектов в Казахстане, а также росту социально значимых, образовательных проектов. Он начинался с Telegram-группы предпринимателей и руководителей казахстанских IT-компаний, которая со временем выросла до более чем 300 участников, и в ноябре 2023 года был создан бизнес-клуб.

В рамках деловой программы Eurasia Digital Summit 2024 состоялся форум IT CEO Club. Члены бизнес-клуба обсудили актуальные темы и вопросы, стоящие в деловой повестке IT-руководителей Казахстана. Программа включала панельную сессию «IT-кадры», на которой были затронуты вопросы мотивации IT-сотрудников, оплаты их труда и перспективы использования ИИ.

Программу продолжил Марат Абдилдабеков, генеральный директор Дивизиона информационных технологий филиала АО «Казахтелеком». Он рассказал об инфраструктурных решениях компании и анонсировал новые сервисы IaaS/PaaS, которые «Казахтелеком» запускает в сотрудничестве с ТОО «Умные города»/BTSD на базе собственной инфраструктуры. Первые продукты платформы – Computer Cloud, объектное хранилище S3, Kubernetes as a Service, Database as a Service. Часть из них уже работает, и до конца месяца все сервисы будут предложены клиентам компании.

«Мы не идем туда, где есть разработка от малого и среднего бизнеса. Мы берем на себя капиталоемкие, большие решения – строительство дата-центров, IaaS, PaaS, поскольку это все-таки достаточно затратные, требующие больших капиталовложений решения», – отметил Марат Абдилдабеков.

Интерес участников форума вызвала панельная сессия «Экспортная работа компании», в ходе которой активно обсуждались необходимость локального присутствия и другие нюансы, позволяющие компании выйти и закрепиться на внешнем рынке.

CEO iLab и модератор дискуссии Владимир Денисов отметил: «Я для себя сделал несколько важных выводов. Первый – это глобальные тренды и глобальные линии с глобальными принципами и локальными действиями. Когда мы начинали заниматься сервисом, сразу ориентировались на глобальный подход, чтобы его можно было быстро расширить.

На мой взгляд, это, наверное, ключевой аспект, который необходим для того, чтобы не допускать ошибок роста. Когда мы выходим на внешние рынки, нам нужно очень быстро двигаться, чтобы дать лучший результат. Также у нас всегда есть очень значительное локальное присутствие, и те сценарии, те продукты внутри наших сервисов, которые отличаются в значительной степени в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Фактически это три разных рынка с разной степенью готовности под наш сервис. Второй важный аспект, без которого, наверное, невозможно, – это локальное присутствие. Я работал в иностранной компании ASUS, первый шаг в ней был, чтобы выйти на рынок, – локальные партнеры. Второй шаг – открыть локальные офисы. То есть даже такие крупные игроки, которым в принципе, наверное, не нужно открывать локальные офисы, потому что они и так бренд, все равно на это идут. И небольшому стартапу это тоже необходимо. Локальное присутствие – очень важный аспект».

CEO MOST Holding Мират Ахметсадыков рассказал про опыт продуктового масштабирования, поскольку они финансируют стартапы, когда продукт условно создан.

«Если мы говорим о стартапе (IT-компании, у которой есть продукты), и он хочет масштабироваться на внешние рынки, самое удобное – это встроиться в экосистему стартаперскую, которая уже есть в той стране, куда он пришел. Это всегда самый лучший вход. <…> Эти экосистемы очень быстро дают возможность получить доступ к юридической базе, открыть компанию. У них есть, скорее всего, дешевые офисы, бесплатные консультации или налоговые льготы. <…> эта экосистема позволяет быстрее выйти на рынок», – поделился CEO MOST Holding.

Он рассказал, что практически во всех странах есть государственные экосистемы типа Astana Hub, и самое простое решение для стартапов – выйти на внешний рынок через такую экосистему.

Мират Ахметсадыков отметил, что при экспорте продуктов необходимо учитывать культурные особенности и специфические потребности каждого региона, локализуя продукты и услуги. Также для успешного выхода на международные рынки важно создавать сильные партнерства, которые помогают расширять бизнес и укреплять позиции на новых территориях. А венчурное финансирование ускоряет развитие технологических компаний, способствуя выходу на мировые рынки.

Сооснователь и СЕО EasyTap Магзум Толеш считает, что «нужно быть глобальным и одновременно локальным». Его проект работает в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, летом они около месяца работали в Бразилии, запуская продукт удаленно. Присматриваясь к рынку, помимо задач экономики, они изучают историю страны, культуру, потому что бизнес – это люди.

Вторым важным аспектом он обозначил network, особенно в странах Центральной Азии: «На новом рынке вы не имеете репутации, и успех зависит от доверия людей, поэтому важно самому выстраивать отношения с ключевыми фигурами. Никогда не делегируйте эту задачу! Владелец бизнеса должен лично заложить фундамент для крепкого человеческого капитала».

Магзум Толеш посоветовал присоединяться к сообществам соотечественников, уже работающих на внешнем рынке, чтобы скорее получить первых клиентов.

«Нужно идти и самому работать, потому что ошибка в том, что мы кого-то наняли и ждем», – резюмировал свой опыт Магзум Толеш.

Основатель и CEO S1LKPAY Гани Узбеков рассказал о проблемах и решениях своего инновационного бизнеса, который позволяет пользователям делать со смартфона мгновенные P2P-переводы, включая трансграничные, и открывает возможности на стыке классических финансов и криптовалют.

Также участники дискуссии обсудили, как оценить рынок, какие индикаторы для этого применимы, и инструменты, которые предоставляет венчурный рынок.

В заключение CEO MOST Holding Мират Ахметсадыков сообщил: «Мы начали международную экспансию, потому что деньги в стране есть, но инвесторов нет. Условно, у этих инвесторов нет аппетита, поэтому мы вышли на международный рынок.

Сейчас сингапурскую компанию регистрируем, офисы внутри Центральной Азии – это офисы распределения ресурсов, а получение ресурсов – это все-таки международные рынки. <…> В Сингапуре интерес к финансированию талантов из Центральной Азии очень высок. Они понимают, что проекты из Центральной Азии могут масштабироваться. С этой точки зрения, венчурную индустрию ждет новый этап развития в Казахстане. Я надеюсь, в течение года-двух мы закончим регистрацию своего большого фонда, будет новая волна средств, капиталов, которые позволят крупным компаниям, которые сегодня, может быть, условно не монополисты, но крупные игроки в Казахстане, делают достаточно хорошие обороты, получить капитал, которым можно рискнуть, не жертвуя всей прибылью компании».

Владимир Денисов резюмировал итоги сессии: «Для того, чтобы работать с экспортом, недостаточно иметь классный продукт, нужно его локализовать, кастомизировать, иметь локальную команду, возможно, много раз приехать в другую страну, понять, как люди мыслят, возможно, взять какие-то инвестиционные раунды для масштабирования проекта, если это требуется. Ну и, конечно же, учитывать все культурные аспекты, которые есть в разных странах и которые тоже могут быть некоторым стоп-фактором».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤