Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Технологии
  3. Запуск сервиса выдачи микрозаймов в Telegram за два месяца

Запуск сервиса выдачи микрозаймов в Telegram за два месяца

Опыт реализации уникального проекта

Капитал - Запуск сервиса выдачи микрозаймов в Telegram за два месяца

Команда red_mad_robot Central Asiа реализовала один из первых в Узбекистане сервисов выдачи микрокредитов через Telegram-бот. Рассказываем, с какими вызовами они столкнулись в этом уникальном проекте.  

О клиенте 

Один из частных банков Узбекистана, который работает на рынке более 20 лет. Обслуживает более 20 тыс. клиентов — как розничных, так и корпоративных и лидирует в рейтинге малых банков Узбекистана по сумме показателей: качеству активов, эффективности управления, уровню доходности и другим. 

В рамках стратегии digital-трансформации банк планирует в ближайшие четыре года нарастить клиентскую базу и повысить рентабельность бизнеса. Воплощению этих целей служит фокус на технологиях и инновациях. Это касается и запуска новых сервисов, и улучшения клиентского опыта в рамках уже имеющихся. Конечная цель — стать максимально удобным и понятным банком для бизнеса за счет продуманного пути пользователя в каждом цифровом продукте. 

Агиис Конкабаева, СЕО red_mad_robot Central Asia:

«До запуска проекта у нашей команды уже был успешный опыт сотрудничества с банком, продолжением которого и стал запрос на разработку сервиса выдачи микрозаймов. Это позволило нам быстрее погрузиться в задачи и сэкономить время на онбординге».

Особенности рынка и целевая аудитория 

Банковский сектор в Центральной Азии активно растет, при этом Узбекистан находится в числе лидеров: глубина проникновения банков здесь больше 60%, по сравнению с 47% в Казахстане. Этому способствует, в том числе, рост кредитования.  

Среди ключевых трендов и в Казахстане, и в Узбекистане — растущий спрос на Open API (открытый банкинг) и необанки. 

API позволяет совершать банковские операции — например, оплату картами или оформление кредита — через сторонние компании и сервисы, которые обмениваются данными с банками. В Узбекистане API пока не так хорошо развит, и крупнейшие банки не спешат обмениваться данными с агрегаторами и онлайн-сервисами. Однако к 2030 году ситуация может в корне измениться — благодаря развитию digital-инфраструктуры в рамках программы «Цифровой Узбекистан-2030».

Необанки — еще один глобальный тренд: в отличие от традиционных, они оказывают услуги только онлайн и не имеют физических отделений. От цифровых банков их отличают низкие или нулевые комиссии, а также дополнительные опции: например, финансовый adviser или индивидуальные страховки. В Узбекистане эта сфера активно растет, но главное препятствие — в том, что большинство крупных банков подконтрольны государству. Пока что здесь всего три цифровых банка и столько же платформ для онлайн-платежей. 

Агиис Конкабаева:

«Рынок цифровых банковских услуг Узбекистана — самый молодой в СНГ и активно растущий. В стране 63 финтех-стартапа, при этом традиционные банки тоже развивают онлайн-сервисы, включая выдачу ипотеки и других кредитов, используя для верификации биометрию. Однако никому из них пока не удалось войти в топ-3 по качеству клиентского опыта — в отличие от цифровых банков и платежных систем».

Среди самых популярных каналов  — мессенджер Telegram, который является основным каналом для общения, чтения новостей, совершения покупок. Он также выигрывает в плане удобства и доступности. По официальным данным, в Узбекистане у Telegram более 30 млн пользователей или почти 90% всего населения.

По данным TGStat на август 2023-го, в шести крупнейших странах СНГ создано 845 тыс. Telegram-каналов и 92,1 тыс. чатов с суммарной аудиторией 4,5 млрд подписчиков.

Узбекистан, при этом, входит в тройку лидеров по суммарной аудитории Telegram-каналов — более 1 млрд человек.

Наконец, клиенты банка все чаще обращаются за микрозаймами, доля которых на рынке также постоянно растет. За первые полгода 2023-го в стране выдали микрокредиты на 3,35 трлн сумов, что на 58% больше, чем за аналогичный период 2022-го. 

Все это определило задачу, с которой банк обратился к команде red_mad_robot Central Asia.

Задача: создать за 2 месяца новый онлайн-сервис для выдачи микрозаймов. 

У банка уже был продукт микрокредитов, но оформить их можно было либо в приложении, либо через отделение. Чтобы расширить клиентскую базу, банк решил сделать ставку на максимальную простоту интерфейса и скорость оформления займа. 

Вот какие задачи должен был решить сервис:

  1. Выдавать запланированный объем займов, расширяя кредитный портфель;

  2. Привлекать новых клиентов-пользователей мобильного приложения;

  3. Сокращать CJM (путь клиента) от заявки до выдачи средств. 

Продукт предназначен, в первую очередь, для тех, кто еще не является клиентом банка: приложением чаще всего пользуются для онлайн-оплаты коммунальных услуг, штрафов или мобильной связи. При этом пользователи могут использовать любые карты, в том числе и других банков. 

Решение — Telegram-бот и веб-приложение

За два месяца команде red mad robot Central Asia удалось создать готовый продукт, который всего за несколько простых шагов позволяет получить моментальный заем на счет банка или наличными в отделениях. В качестве основного канала выбрали Telegram-бот, через который клиенты, получившие одобрение, переходят в мобильное приложение.

Агиис Конкабаева:

«Клиенту было важно создать не просто чат-бот, а полноценный цифровой продукт, которым удобно пользоваться как внутри мессенджера, так и через браузер.Telegram здесь выступает как «эскалатор», помогающий новым клиентам добраться до банковских продуктов самым быстрым и удобным для них способом».

Выглядит это так: 

  1. Пользователь переходит по ссылке и запускает бота. 

  2. Вводит все нужные данные и подтверждает согласие на их обработку. 

  3. Чат-бот рассчитывает максимальную сумму займа — от 1 до 50 млн сумов. 

  4. Клиент выбирает сумму и срок кредита, а бот рассчитывает сумму и график ежемесячных платежей. 

5.  Происходит верификация личности через систему MyID. Для этого нужно сделать селфи и фото с паспортом или ID-картой Узбекистана. Данные хранятся только на внутренних серверах банка и не предоставляются сторонним сервисам. 

6. Скоринг: система банка проверяет данные пользователя, его кредитную историю и рассчитывает возможные риски. 

7. Если все в порядке, система отправляет пользователю СМС-код, чтобы он подписал документы. После этого сумма поступает на счет, а клиент получает доступ к личному кабинету в мобильном приложении банка. 

Основной язык на данном этапе — узбекский, а также русский в качестве дополнительного. 

Вызовы и сложности проекта

Главная сложность — это сжатые сроки разработки: всего два месяца от старта до релиза. 

Жамбыл Ермағамбет, Senior backend-разработчик:

«Технический релиз состоялся в конце сентября 2023-го, еще две недели заняла интеграция с банковской системой для скоринга и выдачи средств. При этом необходимо было учесть требования со стороны безопасности — учитывая, что сервис работает с персональными и платежными данными».

В техническом плане было непросто с нуля создавать новый продукт в короткие сроки и одновременно интеграции с другими сервисами банка. Когда банк готовил свою сторону интеграции, r_m_r CA провели имитацию работы банковских систем параллельно. Это позволило ускорить цифровое производство.

С точки зрения проектного управления команде пришлось учитывать отличия применения методик agile и scrum в банке и адаптировать процессы в активной фазе разработки. 

Алибек Жубанышев, менеджер проектов:

«Мы внимательно отнеслись к подходам банка и аккуратно встроились в ритм работы клиента, не разрушив процессы. При этом в совместной работе командам удалось найти новый подход к управлению проектом, что позволило эффективно взаимодействовать и выпустить продукт в срок».

В чем дополнительная ценность 

Команда r_m_r CA провела исследование, предложила клиенту план по разработке интеграций с новым сервисом и подготовила требования. 

В рамках продукта также реализовали функционал по информационной безопасности — при помощи фото для проверки биометрии и функции one-time password (OTP), которую банк сможет использовать и в других сервисах.

Основной канал сервиса — Telegram-бот, благодаря чему потенциальным клиентам не нужно скачивать приложение банка или заходить на сайт, чтобы получить кредит. Это делает процесс заполнения анкеты с мобильного телефона максимально удобным и значительно расширяет воронку продаж, так как больше пользователей доходят до оформления заявки. Если же клиент не завершил заявку, ему придет СМС-уведомление, чтобы он мог вернуться к оформлению. При этом заново вводить данные не нужно, вся ранее заполненная информация сохраняется.

Подведем итог:

  1. За два месяца r_m_r CA создали отдельный продукт в новом формате, один из немногих аналогов на местном рынке. Этот подход к увеличению продаж можно брать за основу для других банков и МФО. 

  2. Банк получит новых клиентов, которым автоматически заводили счет во время оформления займа. Кроме того — это новая база потенциальных клиентов, которые заполнили заявку, но не дошли до финала или получили отказ. 

  3. Telegram сокращает и ускоряет CJM: от начала заполнения анкеты до выдачи займа — всего 6-8 шагов. Это заметно улучшает клиентский опыт, повышает лояльность и мотивацию пройти путь до конца. 

Агиис Конкабаева:

«Наша команда обладает экспертизой и способна быстро и качественно внедрять новые сервисы. Мы успешно осуществляем это не только в Казахстане, но и на рынке Центральной Азии, осознавая важность создания инновационных каналов и сервисов для клиентов, которые соответствуют требованиям рынка».

Сам банк продолжает digital-трансформацию и в ближайшее время планирует запустить собственные скоринговую модель и систему soft-collection, а также — новые мобильные приложения для бизнеса и частных клиентов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке