Пять факторов выбора будущего работодателя в IT
Kolesa Group провели масштабное исследование среди казахстанских студентов и выявили портрет и мотивацию при выборе работодателяВслед за исследованиями зарплат IT-рынка Kolesa Group решили выяснить, что происходит на рынке студентов — самом перспективном для найма направлении.
Цель исследования — выяснить портрет студентов, заинтересованных в IT, мотивацию при выборе работодателя и узнать, как и через какие площадки компаниям лучше взаимодействовать с ними.
Всего опрос прошли 854 студента. Также провели качественные исследования, побеседовали с 27 студентами в 5 фокус-группах. В Kolesa Group сравнили показатели начала 2023 года с началом 2022, делятся результатами с рынком.
«Мы в Kolesa Group последние 8 лет тесно сотрудничаем с университетами. Как бизнес, понимаем, что именно студенты составят бóльшую часть нашей команды уже через несколько лет. Ежегодно запускаем оплачиваемые стажировки, онлайн-курсы и проводим митапы по востребованным IT-направлениям. Но и мы не всегда понимаем рынок начинающих специалистов Казахстана. Поэтому провели исследование, чтобы понять, что важно студентам при выборе работодателя, какие инструменты коммуникации лучше использовать и что же на самом деле мотивирует ребят развиваться в IT», — рассказала Гайни Альмуханова, менеджер образовательных проектов в Kolesa Group.
Портрет студента в IT
Средний возраст респондента — 19 лет.
Преимущественно опрос прошли студенты 2-3 курсов из около 50 университетов и колледжей по всей стране. Младшие курсы — самая вовлечённая, заинтересованная аудитория.
Авторы исследования вывели топ-5 вузов, студенты которых больше всего заинтересованы в IT-сфере:
- Suleyman Demirel University — 16,5%
- Astana IT University — 16,4%
- Narxoz — 14,9%
- IITU — 14,4%
- KBTU — 8,5%
Преимущественно студенты, заинтересованные в IT, учатся на следующих специальностях:
- Информационные системы — 33,4%
- Computer Science — 14,6%
- Вычислительная техника и программное обеспечение — 12,8%
Интересы
Выделили топ-5 интересующих сфер в IT для студентов.
- Backend-разработка — 26,2%
- Frontend-разработка — 13,3%
- Data-аналитика — 10,5%
- iOS-разработка — 7,7%
- ML — 6,8%
В 2023 году студенты стали осознаннее, на вопрос об интересующем их IT-направлении ответ «Ещё не определился» дали всего 8,8% респондентов. В 2022 году этот показатель был равен 23%.
На вопрос «Почему IT?» студенты чаще всего отвечают следующее:
- востребованная профессия;
- возможность создавать новые продукты, которыми пользуется большое количество людей;
- возможность работать удалённо: из дома или из других стран;
- есть понимание, что уровень конкуренции высокий и среда подстёгивает не отставать. Поэтому студенты регулярно занимаются самообразованием.
«Я жалею, что первые 2 курса решил пожить студенческой жизнью и не работал. Сейчас ребята с одного потока уже мидлы и хорошие деньги зарабатывают, они вовремя поняли, что время терять нельзя. А я начну только с нуля», — написал один из респондентов.
Опыт работы
На момент исследования у 258 опрошенных (30,2%) уже был за плечами опыт работы в IT.
Мы решили копнуть глубже и выяснили, что больше половины респондентов начали работать на 1-2 курсах.
Большинство студентов начинают работать или стажироваться со 2 курса, потому что:
а) на первых курсах они получают базовые знания, вливаются в студенческую жизнь и выбирают направление для развития;
б) в вузах дают «базу», а прикладные знания и практические навыки можно обрести лишь в компаниях на рабочих кейсах;
в) из-за высокой конкуренции они стремятся получить опыт раньше, чтобы позже было легче найти работу.
«В IT диплом большой роли не играет. В вузе мы получаем только около 10% информации, которые понадобятся в работе. Важны стажировки, практика и полученные благодаря ним знания и навыки», — писали нам опрошенные.
Подготовка к работе
Для самообразования студенты используют следующие ресурсы:
- курсы по IT-направлениям — 53%
- Youtube-видео — 35%
- pet-проекты (создание) — 4%
- другое - 8%
Источники информации о вакансиях/стажировках:
- HH.kz — 57,3%
- Telegram — 26,3%
- Instagram — 5%
- почтовая рассылка — 2,9%
- LinkedIn — 2,5%
- сайт работодателя — 2,1%
- другое — 3,9%
Какие мероприятия чаще всего посещают студенты:
- ярмарки вакансий — 45%
- гостевые лекции — 17,4%
- митапы — 4,3%
- другое — 7,3%
- не ходят на мероприятия — 26%
Студенты предпочитают ходить на мероприятия, где у них будет возможность: а) познакомиться с потенциальными работодателями ;б) получить практические навыки от опытных специалистов.
Выбор работодателя
Критерии, 2023 год
В 2022 году топ-5 факторов выбора потенциального работодателя:
- Обучение/рост
- Команда/атмосфера
- Заработная плата
- Комфортные условия работы
- Наличие ментора