Как меняется ИТ-рынок Казахстана
Если в мировых корпорациях инхаус-команды сокращаются, то в ИТ-подразделениях крупных бизнесов РК растутАктуальные темы развития ИТ в Казахстане обсудили на днях представители банков, телекома и IT-компаний на площадке Digital Media Club. Инициатором такого клуба выступила компания red_mad_robot central asia. В нем журналисты встречаются с топ-менеджерами и руководителями digital-направлений известных казахстанских и международных бизнесов. Основные темы повестки прошедшей встречи: развитие инхаус, аутсорс-разработки и ситуация с зарплатами в IT.
Как отметили спикеры, за последние годы банки и телеком значительно нарастили свои штатные команды айтишников. К примеру, по словам Тахмины Кодири, Chief People Officer Beeline Казахстан, в компании сегодня 700 ИТ-талантов из 6 000 сотрудников. Благодаря росту инхаус-команды Beeline сокращает закупку импортного вендорского софта: «Мы приближаемся к 50%-ному замещению внешних систем собственной разработкой».
В Jusan Bank пропорция ИТ-специалистов от общего количества сотрудников еще выше. «Сейчас у нас порядка 5 тыс. сотрудников, где каждый третий – работает в ИТ и «около ИТ», – поделился цифрами директор департамента цифрового развития Jusan Bank Ерик Умурзаков.
При этом на встрече было отмечено, что если в Казахстане наблюдается рост ИТ-подразделений в крупных бизнесах, то в мире, наоборот, сейчас происходит сокращение инхаус-команд в корпорациях.
«Когда компании уровня Google и Facebook объявляют о сокращениях, это говорит о том, что в свое время перегнули палку с наймом айтишников. Объективно каждый крупный корпоративный бизнес проходит цикл, когда он перегибает палку с инхаус-командами», – обращает внимание Дмитрий Негодин, сооснователь и CBDO аутсорсинговой компании Akhter Studios.
Если же говорить про внутренний казахстанский рынок, то, по словам Дмитрия Негодина, нередко происходит ситуация, «когда компания смотрит на стоимость создания продукта на аутсорсе в 300-400 тыс. долларов и считает, что это много». Решает набрать свою команду. Помимо прямых затрат на ФОТ возникает большое количество сопутствующих накладных расходов. И в итоге реальная стоимость продукта, который делается инхаус, вырастает до 1 млн долларов.
СEO red_mad_robot Агиис Конкабаева отметила, что за свою карьеру побыла и на стороне заказчика, и на стороне исполнителя. «Почему-то мало кто включает в стоимость собственной разработки расходы на серверы, инфраструктурные решения, на амортизацию техники. Расходы на поддерживающие и сопровождающие ИТ-разработку подразделения, – отметила спикер. – В случае с инхаус-командой бизнесу придется платить буквально за все. По моим подсчетам, аутсорс выйдет дешевле где-то на 15-20%».
Представители банков со своей стороны подчеркнули, что готовы сегодня сотрудничать с аутсорс-компаниями: для снижения затрат, привлечения дополнительной экспертизы и сокращения времени выхода на рынок новых продуктов.
«Аутсорс помогает быстро сформировать команду для срочных задач и быстрого внедрения продуктов. А инхаус больше нацелен на развитие и поддержку текущих продуктов, инфраструктуры, развитие методики разработки, отчетности и так далее», – поделилась видением заместитель председателя Евразийского банка Айнагуль Даулетбаева.
Арина Лепихова, head of digital SME Home Credit Bank, напомнила, что в течение двух лет Home Credit в Казахстане планирует инвестировать 20 млн долларов в создание цифрового банкинга для МСБ. «В этом направлении мы планируем, что на старте проекта 90% задач будут закрываться на аутсорсе, – поделилась планами Арина Лепихова. – В целом наш банк активно использует аутсорс. Но при этом внутри есть своя core-система, над которой трудятся штатные специалисты».
Согласно исследованиям KPMG, сейчас в Европе наблюдается тренд на цифровое партнерство. Этот же тренд приходит и в Центральную Азию.
По словам associate director KPMG в Казахстане и Центральной Азии Венеры Сексенбаевой, цифровое партнерство – это более глубокая модель взаимодействия заказчика и исполнителя, чем простой аутсорс.
В аутсорсинге заказчик приходит с готовым видением, какой продукт нужен и ожидаемым результатом, за который он готов заплатить. Цифровое партнерство подразумевает совместный мозговой штурм. Совместную постановку целей и задач и совместные договоренности о той пользе для бизнеса, которую в итоге должен получить заказчик. Цифровое партнерство – это взаимодействие и ИТ, и бизнеса.
По мнению Агиис Конкабаевой, если раньше digital-компании пытались «привязать» к себе заказчиков, практиковали вендерлок (когда заказчику трудно или почти невозможно перейти с софта подрядчика, он оказывается в сильно зависимом положении), то сейчас рынок меняется.
«Например, мы в red_mad_robot сentral asia, практикуя модель цифрового партнерства, заинтересованы сделать с заказчиком как можно больше новых уникальных продуктов, которые принесут пользу конечным клиентам и бизнесу, и передать их инхаус. А не держаться за какой-то один продукт, пытаясь выжать из него максимум. Такая модель, на наш взгляд, гораздо больше отвечает сегодня потребностям бизнеса», – пояснила Агиис Конкабаева.
Участники встречи затронули также ситуацию с зарплатами на рынке ИТ. По мнению представителей банков и телекома, рынок в Казахстане все больше перегревается.
«Если не брать в расчет отдельные случаи – зарплаты специалистов с редкими, уникальными компетенциями и стажеров, то в целом зарплатная вилка в ИТ на сегодня варьируется от 500 тысяч тенге до 2 миллионов», – отметила Тахмина Кодири. По мнению спикера и ее коллег, рынок перегрет, но зарплаты продолжают расти, так как спрос превышает предложение. Потребность в инновационных диджитал-продуктах в Казахстане растет быстрее, чем наличие компетенций на рынке.
«Согласна, что рынок перегрет. Возьмем, к примеру, позицию бизнес-аналитика. По сути, это начальная роль для будущего product owner. Раньше можно было найти такого специалиста за 400 тыс. тенге, сейчас в среднем его зарплата начинается от 900 тыс. тенге и выше», – поделилась наблюдениями Арина Лепихова.
Участники дискуссии также отмечали, что на рынке Казахстана пока еще не сложилась четкая стандартизированная система грейдирования ИТ-сотрудников.
«Смотрите: часто у мидла по рынку указана зарплатная вилка от 700 до 1,5 млн тенге. Это что вообще такое? Откуда такой разброс, более чем в 2 раза? Это, считаю, говорит о том, что в Казахстане пока нет единых подходов к грейдированию айтишников», – считает Дмитрий Негодин из Akhter Studios.
По мнению участников обсуждения, приход на рынок Казахстана крупных международных технологических компаний, с одной стороны, будет содействовать развитию ИТ-отрасли, росту экспертизы в стране, а с другой – приведет к еще большему увеличению зарплат на рынке.
Впрочем, несмотря на рост зарплат в ИТ в Казахстане, они пока еще ощутимо ниже зарплат айтишников в Беларуси и Украине, работающих на западных заказчиков. Не говоря уже про зарплаты на наиболее развитых технологических рынках, как, например, в Израиле.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.