Аутсорсинг или аутстаффинг?

Казахстанский IT-бизнес стоит перед непростым выбором

Первый очерк хотелось бы посвятить одной из самых больших проблем digital-отрасли Казахстана – недостаточно высоким показателям экспорта цифровых продуктов. Ситуация осложняется наличием еще нескольких сопутствующих явлений, из которых перечислю пару наиболее очевидных: зацикленность разработчиков на внутреннем рынке и хронический дефицит специалистов международного уровня (продакт- и проджект-менеджмент, продажи IT-продуктов и услуг).

В основной части материала я расскажу об аутсорсинге как лучшей стратегии оздоровления digital-рынка с точки зрения обычных участников, будь то небольшой стартап или группа разработчиков ПО со средним штатом (до 100 человек). В завершение постараюсь разобрать ситуацию на макроуровне, опираясь на статистику IT-экспорта в странах постсоветского пространства. Думаю, читателей заинтересует развитие данной темы, поэтому в последующих статьях планирую рассмотреть ключевые аспекты использования аутсорсинга как наиболее перспективной бизнес-модели для Центрально-Азиатского рынка digital-продуктов.

Аутсорсинг против аутстаффинга

Итак, я вижу несколько взаимосвязанных проблем, не дающих казахстанской цифровой индустрии свободно развиваться и расти:
1) трудности с переходом бизнеса на модель IT-экспорта;
2) небольшой внутренний рынок с высоким уровнем конкуренции;
3) хронический дефицит квалифицированной рабочей силы, особенно в сфере проектного менеджмента и аналитики;
4) степень узнаваемости Казахстана на мировом IT-рынке.

При этом нельзя сказать, что государство и влиятельные отраслевые игроки не предпринимают определенных действий для нейтрализации данных процессов. В частности, по всей стране запущено множество IT-школ, предлагающих льготные образовательные курсы.

Самой крупной инициативой считается программа Tech Orda, которая активно реализует планы правительства по обучению 100 тыс. молодых айтишников до 2025 года. Однако количество не равно качеству. Да и в целом в стране пока нет соразмерных такому количеству обученных людей проектов и инфраструктуры. Следовательно, кадры будут либо утекать за рубеж, либо скитаться в поисках места для своего профессионального роста.

Конечно, рядовые участники IT-рынка не ведут себя пассивно — внедряют в работу продуктовый подход и «гибкие» методологии, повышают квалификацию персонала с помощью собственных идей обучения. Но самый верный признак здоровой реакции бизнеса на застойные явления в отрасли — это попытка консолидации участников вокруг идеи аутсорсинга цифровых продуктов.

Правда, осознанность проблемы еще не означает реальной борьбы с кризисом. Мой опыт общения с компаниями различного калибра говорит о том, что скученность бизнесменов на внутреннем рынке явно нарастает, и это вовсе не способствует развитию стартапов и инноваций.

Я ежедневно наблюдаю, как одни игроки бьются за госсзаказ, другие испытывают давление со стороны крупных корпораций, и почти все они страдают от отсутствия высококвалифицированных специалистов. Сюда можно добавить и случаи непрозрачной конкуренции за крупные контракты, не добавляющие цифровой отрасли шансов на прорывные проекты и инновации.

Все перечисленные факторы подводят разработчиков к мысли о выходе на внешние рынки, то есть к занятию экспортной деятельностью. Многих вдохновляет пример восточноевропейских государств, которые вовремя сориентировались и встроились в глобальный рынок IT-заказов.

В данном контексте аутсорсинг позволяет местным разработчикам свободно заключать контракты с зарубежными заказчиками, оставаясь при этом географически и юридически в родной стране. Вдобавок, в их распоряжении преимущественно местные кадры, которых можно мотивировать не бездушным одноразовым контрактом, как это обычно делают иностранные работодатели, а работой в штате и перспективой карьерного роста.

Следовательно, от этой схемы IT-экспорта выигрывают практически все: бизнесмены открывают для себя неограниченное поле заказов из Европы и США, и бонусом — возможность «прокачать» команду на амбициозных проектах; экономика страны получает налоги; инфраструктура городов насыщается деньгами и людьми с высокими заработками; ну а местные кадры – получают относительно высокий заработок, и, что немаловажно, полноценный трудовой контракт, защищенный законодательством.

В противоположность аутсорсингу, аутстаффинг представляет собой аренду персонала. Это означает, что зарубежный заказчик в лице корпорации или посредников выискивает в той или иной стране наиболее квалифицированных специалистов и заключает с ними прямые контракты.

В итоге государство отдает «за кордон» свои лучшие кадры, не получая взамен ни одного тенге налогов. И это лишь вопрос времени, когда специалист из аутстаффа уедет в Тель-Авив или Сингапур на «постоянку», а страна потеряет еще одного налогоплательщика.

Надо ли говорить, как себя при этом чувствует обычный местный бизнесмен, денно и нощно рыскающий в поисках толковых менеджеров, но в итоге разбирающий ворох резюме с пометкой Junior (начинающий специалист)? Ведь при всей своей «немасштабности», аутстаффинг все-таки негативно влияет на рынок труда, вымывая из него профессионалов и крепких «середняков».

Собственно, все последующие действия казахстанских предпринимателей, имеющих отношение к цифровым продуктам, зависят от этого шаткого баланса между аутсорсингом и аутстаффингом. Если пойдем по первому пути — получим возможность зарабатывать на интересных зарубежных проектах, заодно нарастим экспертизу и поднимем общий уровень образования. От аутсорсинга выиграет все наше общество, ведь лучшие кадры останутся в городах, что, в свою очередь, станет предпосылкой для строительства бизнес-инфраструктуры и IT-деревень.

Второй же путь чреват оттоком талантливых ребят за рубеж, как, впрочем, и другими болезнями, присущими замкнутым экосистемам.

Страновой фактор

Я считаю, что любой анализ динамики и вектора развития IT-отрасли Казахстана будет неполноценен без учета странового фактора и макроэкономических показателей. Как уже говорилось выше, особую роль в успехе технологических видов экспорта играет степень встроенности страны в глобальный рынок хайтека и стартапов.

Вполне успешными на этом высококонкурентном поле считаются такие игроки, как Украина, Беларусь и Россия. Они демонстрируют стабильный рост доходов от внешнеэкономической деятельности своих айтишников: в 2021 году объем прибыли от экспорта компьютерных услуг в Беларуси оценивался в 2,9 млрд долларов, а украинские IT-компании экспортировали компьютерные услуги на 6,8 млрд долларов. Экспортная выручка российских софтверных компаний в том же году составила немалые 10,1 млрд долларов. На этом фоне трудно назвать оптимистичными показатели IT-экспорта двух ведущих государств Центрально-Азиатского региона: Казахстана — 121,7 млн долларов и Узбекистана — 127 млн долларов.

Пока в сравнимых с Казахстаном по экономическому потенциалу Беларуси и Украине шли процессы переформатирования остатков советской научно-инженерной школы, казахстанский бизнес старался сфокусироваться вокруг ресурсов, вырученных от продажи нефти, угля и полезных ископаемых. Достаточно сказать, что на волне высоких цен на углеводороды в 2000-х годах нефтегазовая промышленность Казахстана обеспечивала 21% валового внутреннего продукта страны.

Так что, когда мы в очередной раз говорим о трудностях переобучения предпринимателей на «цифровые» виды деятельности, следует не забывать об инерционности нашего бизнес-менталитета. Преимущественно сырьевой базис Казахстана объективно не способствует развитию инноваций и стартапов, и этот страновой фактор будет еще долгое время вносить коррективы в показатели отечественного IT-экспорта.

Остается надежда на то, что деньги от продажи сырья будут приоритетно направляться на развитие инновационных отраслей производства и бизнеса. Важно, наконец, раздвинуть горизонты мышления, начать думать на перспективу.

Объединение на базе общих интересов

Выше я упомянул о своем участии в профессиональной ассоциации IT-экспортеров Казахстана. Конечно, пока рано говорить о мощном отраслевом движении, но работа в этом направлении идет полным ходом. В данное время я вхожу в команду энтузиастов, которые активно занимаются установлением связей с единомышленниками по всей Центральной Азии, потому могу говорить об этом с большой долей оптимизма.

Да, мы осознаем, что нам не хватает профессионалов и лидеров, способных увлечь за собой более скептически настроенных коллег по индустрии. Но среди инициаторов этого движения сложился прочный консенсус относительно задач, которые следует решить в первую очередь. Доказательством тому служит работа над созданием единого бренда аутсорсеров Центральной Азии. Об этой инициативе казахстанских IT-экспортеров я с удовольствием расскажу в последующих материалах.

Дмитрий Нигодин, CBDO & Co-Founder в Akhter Studios

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤