По уровню электронного участия граждан страна заняла 15-е место в мире
По развитию e-Government — 28-е местоУровень цифровизации и диджитализации в РК высок и продолжает расти. В текущем году Казахстан занял 28-е место по уровню развития электронного правительства среди 193 стран, входящих в мониторинг ООН, против 29-го места в 2020 году. Индекс страны (E-Government Development Index, EGDI) составил 0,86 пункта. Это самый высокий показатель среди стран СНГ и ЦА, кроме того, РК заметно обгоняет такие развитые страны, как Ирландия, Канада, Италия, Бельгия, Чехия и другие. Такие данные приводит finprom.kz.
EGDI представляет собой совокупный показатель трех важных аспектов электронного правительства: предоставления онлайн-услуг, телекоммуникационной связи и человеческого потенциала. Наряду с оценкой моделей развития веб-сайтов в стране, индекс включает характеристики доступности (инфраструктура и уровень образования), анализируя, как страна использует информационные технологии для расширения доступа и вовлеченности населения.
Более того, в рейтинге электронного участия граждан (E-Participation Index, EPI) Казахстан занял 15-е место — один из сильнейших показателей в мире. Индекс EPI дополняет EGDI и отражает доступ граждан к публичной информации по запросу или без него, привлечение к участию и обсуждению государственной политики и услуг, а также расширение прав и возможностей населения посредством совместного электронного принятия решений касательно политики, услуг и способа их предоставления.
На подобные позитивные показатели влияют правительственные инициативы. Скажем, в стране оцифрованы 9 из 10 госуслуг, которые сегодня можно получить в онлайн-формате на портале Egov.kz или через соответствующее приложение. Таким же образом через мобильные приложения можно управлять, скажем, пенсионными активами (Enpf.kz), получить доступ к «электронной поликлинике» (Damumed) и т. д.
Кроме того, огромную роль в цифровизации РК играют крупные компании всех ключевых отраслей страны, будь то финансовый сектор (сайты и приложения банков, онлайн-страхование, брокерские услуги и т. д.), промышленность, строительство, логистика, телеком, сфера культуры и досуга и прочее.
Напомним: в 2021 году доля пользователей интернета (с учетом мобильного соединения) в возрасте от 6 до 74 лет составила в РК сразу 92,9%, что на 4,7 п. п. выше по сравнению с 2020 годом. Кроме того, значительно сократился разрыв в разрезе местности. Так, в сельской местности показатель увеличился с 85,5% в 2020 году до 90,7% в 2021 году, а в городской местности — с 90,1% до 94,4%, что сократило разрыв с 4,6 п. п. до 3,7 п. п. между городом и селом.
К слову, в августе текущего года, по данным Speedtest Global Index, медианная скорость мобильного интернета в Казахстане составила 22,1 Мб/с, что на 11,4% выше, чем годом ранее. Для сравнения: в соседней России показатель составил 21,2 Мб/с. Среди стран Центральной Азии следом за РК идет Кыргызстан (20,2 Мб/с), далее — Узбекистан (15,1 Мб/с), затем с большим отрывом — Таджикистан (7,8 Мб/с).
Кроме того, в рейтинге 90 крупных экономик по цифровой эволюции Digital Intelligence Index Казахстан занял 20-е место по скорости развития цифровизации. РК вошла в группу наиболее перспективных стран для дальнейшего развития цифрового благополучия. Также в рейтинге из 134 стран по уровню цифровых навыков DSGI 2021 года Казахстан занял 43-е место, что говорит о достаточно высоких показателях надежности, устойчивости и оперативности существующих в стране цифровых технологий.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.