Казахстан не уступает лидерам цифровой трансформации госсектора
Как финансовые институты участвуют в форсированном внедрении госуслуг и экосистем, рассказала глава Halyk Bank Умут ШаяхметоваМинистр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин в ходе форума Digital Bridge 2022 отметил особую роль финансовых институтов в развитии цифровых государственных сервисов. «Совместно с нашими партнерами мы можем сделать сервисы еще круче и еще человекоцентричнее», - обозначил он.
Вместе с тем немаловажную роль сыграла и гибкость государств, считает глава Halyk Bank Умут Шаяхметова. «Мы знаем успешные примеры, такие как Эстония, где 99% госуслуг оказывается онлайн, или Сингапур, где уровень удовлетворенности населения электронными госуслугами составляет 99%. Отрадно понимать, что в нашей стране 92% госуслуг оцифрованы, мы практически ничем не уступаем лидерам цифровой трансформации госсектора», - пояснила она во время панельной сессии «Развитие GovTech в Казахстане: коллаборация с бизнесом».
В пандемийный период цифровизация госуслуг достигла небывалых темпов, поэтому после его окончания государствам нужно было решать, продолжать двигаться в том же темпе или вернуться к обычному режиму до COVID-19, уточнила Умут Шаяхметова. «Я считаю, наше государство приняло единственное правильное решение продолжать развивать все наработанные в пандемию технологии. Банкам в этой ситуации оставалось адаптироваться и стремительно меняться, если они хотели устоять на рынке. Произошла тотальная смена парадигмы», - подчеркнула она.
В свою очередь возглавляемый ей Halyk Bank постарался сделать все, чтобы вписаться в эту новую цифровую банковскую парадигму.
«Наш банк уделяет большое внимание развитию экосистем, поскольку мы верим, что за ними будущее. Ведь клиенту гораздо проще и удобнее потребить различные сервисы и продукты в одном месте, не скачивая бесконечное количество приложений с ограниченным функционалом», - рассказала Умут Шаяхметова.
По ее словам, в экосистеме Halyk большое значение придается государственным услугам и сервисам. Так, в Halyk Homebank успешно реализованы 17 госуслуг и справок, а также 18 цифровых документов. При этом они удобны и для самих клиентов. Например, если регистрация залога на недвижимость раньше занимала 3 дня, то теперь на все это уходит всего 2 минуты, объяснила банкир.
Услуги в Homebank охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности клиента: семья – получение свидетельства о рождении и подача заявок на пособия в связи с рождением ребенка и уходом за ним до года, дом – прописка и снятие с нее, информация о наличии/отсутствии недвижимости и обременений на нее, авто – история владения и прочее. Вместе с тем достаточно востребованы справки и сведения, которые сильно сокращают походы в ЦОН.
«А чтобы наши бизнес-клиенты могли быстро и качественно сдавать налоговые декларации, мы внедрили такой функционал в приложение Onlinebank для юридических лиц и ТОО, при этом основные поля автоматически заполняются, клиентам нужно только ввести данные о доходах организации. Но это не все. В приложении для юрлиц доступен также выпуск цифровых гарантий для закупок. Важно, что это займет не более 7 минут, а раньше при оформлении онлайн время могло затягиваться до 4 дней. Клиенту не нужно предоставлять никакие физические документы, достаточно знать и указать только номер закупки. Мы планируем и дальше делать сервис удобнее для наших бизнес-клиентов», - подчеркнула Умут Шаяхметова.
Что касается, физических лиц – клиентов Halyk Bank, то на данный момент более 700 тыс. человек ежемесячно пользуются ими. Уже потреблено почти 7,5 млн госуслуг. «Стоит отметить, что это стало возможным при активном участии государственных органов, в частности МЦРИАП и тех, с кем у нас реализованы услуги», - отметила глава Halyk Bank.
Таким образом, государство и частные организации принимают активное участие в форсированном внедрении госуслуг и экосистем. Например, в вопросах контроля доступа к персональным данным: в рамках Закона о персональных данных граждане могут защищать их и мониторить их использование, а также при необходимости запрещать другим лицам получать их, обратила внимание Умут Шаяхметова. Однако, по ее словам, все еще сохраняются вызовы, влияющие на дальнейшее развитие: обеспечение кибербезопасности граждан ввиду значительной активизации мошенников, борьба с цифровыми фейками. Несмотря на принимаемые в этом направлении меры государства и банков, важна также осознанность граждан в вопросе цифровой гигиены, уверена глава Halyk Bank. По ее мнению, это направление необходимо активно популяризировать. Кроме того, остается ключевым вопрос открытых данных и обеспечения равных подходов и стандартов.
«Важно поддерживать текущий уровень открытости государства к банкам. Мир переживает в настоящее время цифровую революцию. И здесь важно поддерживать баланс регулирования со стороны государства. С одной стороны, важно обеспечить законодательную базу для роста применения инноваций в стране. С другой стороны, не допустить избыточного регулирования, которое может ограничить применение прорывных технологий. Это в том числе касается активного развития направления экосистем, которое мы наблюдаем как в мире, так и в Казахстане. Наши клиенты сегодня привыкли к удобству, и эту планку нельзя снижать. Очень важно не допускать разрыва цифровых взаимодействий из-за текущих мировых потрясений в рамках локального сообщества», - резюмировала Умут Шаяхметова.
Отметим, на сегодняшний день группа Halyk имеет 15 дочерних компаний по всей Центральной Азии, с количеством сотрудников 18 тыс. При этом казахстанский банк занимает 1 место по активам в Казахстане и 3 место – в СНГ, имеет 9 млн активных клиентов и 80% крупнейших компаний, сотрудничающих с ним.
Наряду с этим Halyk Bank - единственная финансовая компания, которая прошла и получила рейтинг ВВ от международного агентства в категории соответствия принципам ESG.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.