Как новые игроки изменят цифровой рынок Казахстана
Эксперты из red_mad_robot Central Asia обсудили с финтех-сообществом, представителями Astana Hub и Минцифры Республики Казахстан, как трансформируется местный IT-рынок в ближайшие годыКазахстан становится центром притяжения крупных игроков рынка цифровизации из России и других стран. Это связано не только с релокацией – IT-рынок Центральной Азии последние несколько лет активно растет. Многие компании из СНГ давно вели здесь проекты для финансового сектора, телекома и промышленности. Такие предпосылки привели к созданию red_mad_robot Central Asia – совместного проекта одной из ведущих digital-компаний в России red_mad_robot и казахстанских финтех-экспертов Агиис Конкабаевой и Дамира Какиева.
Бренд red_mad_robot Central Asia объединил специалистов, которые понимают специфику рынка Казахстана и одновременно владеют лучшими мировыми и российскими практиками в сфере цифровизации, в частности – в запуске клиентоцентричных цифровых сервисов. В ходе дискуссии, организованной red_mad_robot Central Asia в середине июня в Алматы, эксперты обсудили, в какие направления нужно инвестировать, чтобы поддержать отрасль в период активного роста.
«У нас классная коллаборация происходит. С Алексеем ранее запускали крутое мобильное приложение для МСБ в Альфа-Банк Казахстан. Нашли общий язык. В лице red_mad_robot я увидел по-настоящему крутых специалистов, которые объединились в талантливую команду. Под ключ все сервисы делают, начиная от исследований и заканчивая архитектурой digital-продуктов и решений, помогающих масштабировать бизнес. Поэтому, когда мы определяли нашу миссию, то поняли, что хотим стать настоящим цифровым партнером для клиентов», - рассказывает Дамир Какиев, сооснователь red_mad_robot Central Asia, экс-управляющий директор по развитию малого и микробизнеса Альфа-Банк Казахстан.
Цифровое партнерство вместо классического аутсорса и внутренней разработки
К сожалению, за прошлые годы в Казахстане сложилось устойчивое негативное отношение к вопросу сотрудничества с технологическими партнерами в формате классического аутсорса. Опыт местного бизнеса доказал: аутсорс – это дорого и ненадежно.
Как утверждают эксперты, на фоне активного развития культуры клиентоцентричности добросовестность IT-поставщика и доверительные отношения с клиентом – основа успешного сотрудничества. Эта философия отражена в понятии цифрового партнерства. Такой формат отношений между цифровым партнером и бизнесом предполагает реализацию проекта “под ключ” – в сжатые сроки, с максимальным погружением в потребности бизнеса клиента, поддержкой его команды на каждом этапе проекта и ответственностью партнера за итоговый результат.
«Цифровое партнерство – привычная модель работы с клиентами для консалтинговых компаний. У нас в red_mad_robot Central Asia консалтинг – одно из ключевых направлений бизнеса, поэтому такую модель мы полностью разделяем, работаем так и в России, и в Казахстане. В крупном банке, например, для запуска цифрового продукта своими силами требуется минимум полгода, с нашей помощью это реально сделать за несколько месяцев. Мы надеемся, что в Казахстане закрепится такой подход к совместной работе, и это ускорит трансформацию рынка в целом», – рассказал Дамир Какиев, со-основатель red_mad_robot Central Asia, экс-управляющий директор по развитию малого и микро-бизнеса Альфа-Банк Казахстан.
Развитие стартап-среды
По данным Astana Hub, за 3 года, с 2018 года по 2020 год, обучение прошло столько же стартапов, сколько за один 2021 год. Очевиден рост числа новых компаний, особенно в сфере образования и медицины. Некоторые из них добиваются успеха на мировом рынке, но продолжают работать в Казахстане. Эксперты подчеркнули, что создание смешанного комьюнити – из локальных и международных специалистов – станет лучшим буфером для развития кадрового и IT-рынка Казахстана.
«Сейчас мы в Astana Hub наблюдаем большой интерес к Казахстану среди компаний и стартапов из других стран. Это очень положительное явление, так как внешние эксперты привносят в местную IT-среду знания, инновации, повышают компетенцию. Как мы понимаем, у компании red_mad_robot отлажены не только продуктовые разработки, но и система развития кадров, обучения внутри компании. Такой опыт, безусловно, будет необходим», – отмечает Жансая Калыбекова, главный менеджер офиса поддержки участников Astana Hub.
В июне red_mad_robot Central Asia стала резидентом международного технопарка IT-стартапов Astana Hub. В тесном сотрудничестве с этой площадкой команда планирует проводить регулярные активности для всестороннего обмена опытом между предпринимателями разных стран, которые, находясь в Казахстане, создают продукты, ориентированные на глобальный рынок.
«На площадке Astana Hub есть возможность привлекать американские фонды для вложения в местные стартапы. Но нужно менять мышление наших ребят, чтобы они смотрели шире, чтобы было понимание, что они создают не локальный цифровой продукт только для Казахстана, но и для соседних регионов – например, Китая и Центральной Азии», – говорит Дамир Какиев.
Алексей Макин, CEO группы компаний red_mad_robot, в свою очередь, подчеркнул ценность прихода в Казахстан компаний с опытом реализации проектов в корпорациях. Такие компании, в частности red_mad_robot Central Asia, будут помогать стартапам участвовать в масштабных проектах наравне с более крупными игроками рынка.
В red_mad_robot Central Asia также подтверждают, что будут не просто продавать готовые digital-сервисы и IT-решения российских партнеров, но и намерены вкладываться в собственные кадры и разработки.
«Это не будет sales-офис, когда разработчики и программисты будут работать в России, а в Казахстане будет только отдел продаж. У нас другая философия. Мы будем по мере своих возможностей развивать новую отрасль и выстраивать экосистему с инфраструктурой и профессиональным сообществом IT-профессионалов. У нас уже есть костяк команды, ведем набор разработчиков. До конца года планируем увеличить их штат до 100 человек. У нас есть свой фонд, чтобы масштабироваться быстрее. Сейчас ведем переговоры о покупке казахстанских компаний», - рассказывает Дамир Какиев.
Актуальное образование для digital-специалистов
Сегодня дефицит digitall-кадров – мировая проблема. Так, текущий дефицит составляет 12 млн специалистов. С учетом динамики, к 2025 году эта цифра вырастет вдвое. К тому же, по данным аналитического центра red_mad_robot, за последние 5 лет в мире появилось порядка 29 новых digital-профессий. Такой темп развития отрасли требует высокой скорости и качества подготовки кадров.
В первые месяцы работы red_mad_robot Central Asia в Казахстане компания успела договориться о сотрудничестве с несколькими крупнейшими вузами страны в части проведения совместных программ обучения студентов по IT-специальностям. Помимо этого, для всех ключевых IT-профессий будут доступны стажировки, митапы и участие в различных активностях профессионального комьюнити, которое будет развивать red_mad_robot вместе с партнерами.
«IT-специалисты из России и СНГ, которые сейчас активно работают на рынке РК, привнесут не только опыт, но и возможность построить современную цифровую экосистему. Наша компания будет активно инвестировать в обучение местных digital-специалистов, в частности программистов, UX-дизайнеров и продуктовых менеджеров. Кроме того, мы уже несколько лет занимаемся обучением лидеров цифровой трансформации и скоро запустим аналогичную программу в Казахстане. Мы общаемся с вузами, в которых интернет-специальностям обучаются 10 000 человек. Это будущий костяк отрасли. Нужно заинтересовать их оставаться и работать здесь, не уезжать в Европу или США. Мы готовы внести свой вклад в создание комфортных условий для IT-энтузиастов», – рассказывает Алексей Макин, CEO red_mad_robot.
«Многие IT-специалисты из России, Белоруссии, Украины поначалу начали релоцироваться в Армению, Грузию, но позже приехали в Казахстан, в Алматы в Нурсултан, и поняли, что здесь инфраструктура более подготовленная. В ближайшее время ожидаем, что будет прирост фрилансеров и больших IT-компаний», – говорит Агиис Конкабаева, глава red_mad_robot Central Asia.
Планы red_mad_robot Central Asia в Казахстане
Как рассказали представители компании, они не планируют просто продавать готовые IT-решения российских партнеров, а строят полноценную компанию для работы на рынке Казахстана и Центральной Азии – будут передавать лучшие практики для развития локальной команды, активно развивать digital-компетенции рынка и инвестировать в местные стартапы.
«Мы не создаем формальный sales-офис, когда вся команда работает из России, а в Казахстане только отдел продаж. У нас другая философия. Мы будем по мере своих возможностей развивать новую отрасль и выстраивать экосистему с инфраструктурой и профессиональным IT-сообществом. У нас уже есть костяк команды, ведем набор разработчиков. До конца года планируем увеличить их штат до 100 человек. У нас есть свой фонд, чтобы масштабироваться быстрее и запускать вместе с крупными казахстанскими компаниями и банками самые современные digital-продукты и сервисы», – рассказывает Агиис Конкабаева.
По словам экспертов, рынок digital-сервисов СНГ переживает взрывной рост. Его оценивают в более чем $1,35 млрд. Новые игроки, такие как red_mad_robot Central Asia, привнесут в Казахстан уникальную экспертизу – создание цифровых сервисов под ключ, от исследований рынка и потребностей пользователей, до архитектуры digital-продуктов и решений, помогающих масштабировать бизнес. Опираться на лучшие мировые практики в области клиентского опыта, быть настоящим цифровым партнером для бизнеса и усиленно поддерживать IT-сообщество – за счет совокупности таких действий, по мнению экспертов, есть все возможности, чтобы реализовать огромный потенциал рынка Казахстана в течение нескольких лет стать локомотивом цифровой трансформации в Центральной Азии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.